Освящение луны

Освящение луны

anni-meranni.ru

Шаббат подходит к концу. Вечерняя субботняя молитва в синагоге окончена.

Но прежде чем поспешить домой, чтобы провести авдалу, евреи задержатся в миньяне еще на несколько минут, чтобы произнести Кидуш левана – благословение на серп молодой луны. Среди сотен других эта заповедь в Торе – первая, именно ее евреи как народ получили первой. Что же она означает – попробуем разобраться

Почему?

Сефардские евреи называют Кидуш левана просто «благословением луны». В память о благословениях новомесячий бейт-дином (еврейский религиозный суд) эту заповедь принято называть все-таки «освещением».

Двенадцать месяцев еврейского года устанавливаются по новолунию («молад»). Солнце – символ неизменности природы, символ вечности. Луна то исчезает, то появляется, увеличивается в размерах, а затем вновь исчезает. Она словно говорит: «Можно быть маленьким и почти незаметным, однако в один момент, когда вокруг становится совсем темно, сквозь мрак пробираются лучики надежды. Всегда можно начать сначала, изменить ситуацию и самого себя к лучшему, как бы мрачно не было вокруг».

Согласно Каббале солнце излучает два вида света – внешний, освещающий землю, и внутренний, чистый, тонкий, сокровенный. Его сущность проявляется с помощью посредника – луны, непрерывно растущей и вновь убывающей. Так и человеку свойственно отражать Б-жественный свет – иногда падая ради того, чтобы снова встать, возродиться и достичь уровня более высокого, нежели изначальные возможности. Кидуш левана выражает благодарность Б-гу за возрождение луны. Это признание того, что С-здатель поддерживает порядок и гармонию космоса.

Зачем?

Чтобы встретить Шхину – Б-жественное присутствие. Впервые сыны Израилевы удостоились его в Рош Ходеш (новомесячье). Наблюдая молодой месяц в час его обновления, евреи всякий раз вспоминают обещание, данное им Вс-вышним, о том, что они тоже будут «обновлены», возвращены к истоку святости – Храму, обители Шхины, и вновь удостоятся лицезреть ее. «Тот, кто своевременно благословляет наступление нового месяца, подобен принимающему у себя Шхину», – говорят еврейские мудрецы (Сангедрин, 42).

А в книге Сефер Галвуш написано: «Глядя на постоянно меняющуюся луну, мы воочию видим деяния Вс-вышнего и Его мощь…». Благословляя Б-га за то, что по его воле обновляется луна, евреи свидетельствуют, что явления природы и деяния человеческих рук – лишь реализация воли Вс-вышнего.

Кто?

Благословлять луну могут только мужчины. Сказано: «Величие Царя – в многочисленности народа». Делать это необходимо в миньяне, то есть при участии не менее десяти взрослых евреев, или хотя бы в присутствии еще троих человек. Однако если существует возможность упустить выполнение заповеди, можно произнести Кидуш левана и одному. Женщины благословение на луну не читают, так как исполнение этой заповеди связано с конкретным, определенным периодом времени. В еврейской традиции существует правило – женщины освобождены от повелевающих заповедей, выполнение которых ограничено определенными временными рамками (чтобы они всегда были свободны для осуществления задач, связанных с уходом за маленькими детьми и воспитанием детей).

Как?

Все символы и намеки, сопровождающие благословение луны, сходны с символами Рош а-Шана (еврейским Новым годом), ибо новомесячье – это как «малый новый год». Поэтому при Кидуш левана соблюдаются некоторые из обычаев Рош а-Шаны.

Поскольку благословение месяца связано с раскрытием лика Шхины, его следует произносить стоя. Заповедь исполняют, надев праздничные одежды и очистившись духом и сердцем, так, как будто народ приветствует своего царя.

Нельзя читать благословение дома, под крышей, глядя на луну в окно или через открытую дверь, – необходимо делать это на улице под открытым небом. Если же в этом есть какие-то трудности, все-таки разрешается освещать луну не только через открытое окно, но и смотря на нее через стекло. Произнося Кидуш левана, достаточно взглянуть на спутник земли всего один раз – важно помнить, что благословляется не сама луна, а ее С-здатель. Благочестивые и добродетельные люди во время освящения луны встряхивают углы своих талитов, к которым привязаны кисти цицит, чтобы «стряхнуть оболочку зла». Затем евреи обращаются друг к другу со словами «Шалом алейхем!», повторяя их трижды, и отвечают друг другу: «Алейхем шалом!». В некоторых общинах принято петь и танцевать, закончив благословение. По завершении все расходятся по домам в праздничном, приподнятом настроении – так, как если бы удостоились встретить Шхину.

Когда?

Говорят Кидуш левана один раз в месяц, когда серп хорошо виден – предпочтительно на исходе субботы или праздника. Однако если тучи закрывают луну, благословение откладывают на другой день. Время для благословения наступает не раньше, чем через три дня после новолуния, а у сефардов – через семь. Важно сделать это не позже четырнадцатого дня каждого месяца, именно в первую половину лунного месяца, в период роста луны, а не уменьшения. Необходимо всегда иметь в виду время года, погодные условия, календарь – заповедь следует исполнить при первой же возможности – как можно скорее. Если, к примеру, исход субботы будет позже четырнадцатого числа любого месяца – его лучше не ждать. Главное – не потерять заповедь.

Как же солнце?

Есть и благословение, которое евреи произносят и на солнце. Это самая редкая из еврейских традиций – такое благословение произносится только раз в 28 лет, когда земля и солнце занимают относительно друг друга такое же положение, какое они занимали в момент их сотворения. Евреи исполняют данную заповедь как признание того, что Б-г создал вселенную и продолжает поддерживать ее существование. И поэтому произносят это особое благословение в любой день месяца Нисан (месяц весны, начала), но желательно – в первую среду (четвертый день недели) месяца – в память о дне недели, когда были проявлены на небе небесные светила. Впрочем, существует весьма распространенный обычай благословлять солнце в канун праздника Песах, в день, когда сжигают хамец. В последний раз заповедь исполнили в 5769 (2009) году, следующий раз выпадет на 2037 год.

По материалам сайтов toldot.ru и www.moshiach.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *