От «овечки» до «Ермака»

Таков путь развития железнодорожного транспорта на ДВЖД

Из архивных документов известна дата открытия движения по Восточному участку Амурской железной дороги в границах будущей ЕАО. Произошло это событие 17 февраля 1914 года. В первое время, пока дорога доводилась до нормального рабочего состояния, в сутки через Облучье, а также узловые станции Бира, Ин проходили не более пяти-шести пар грузовых составов и по одному пассажирскому поезду в восточном и западном направлениях.

Правда, «составы» — громко сказано. Максимальный вес грузового поезда не превышал 500-600 тонн. Грузы размещались в 15-20 двухосных вагонах и на таких же платформах. Тяговой силой при проводке составов были отечественные паровозы серии О разных индексов (Ов, Он и т. д. В просторечии «овечки»). Позже подошли локомотивы серии Щ («щуки»). Эти были посильнее «овечек»,  однако не намного.

Автору этих строк довелось поработать на одном из них в конце 50-х годов.  Понятно, что ни в какое сравнение новые локомотивы с прежним транспортом не шли. Локомотивы серии Еа и Ел, работавшие на участках от Облучья до Хабаровска, легко проводили по 2000 тонн через горные перевалы, а по ровным площадкам между Ином и Биробиджаном, к примеру, запросто управлялись с тремя тысячами тонн. Мощные локомотивы, изготовленные по американской лицензии, были оснащены стокерами — то есть механической подачей угля из тендера в топку. Если все ладилось, то за лопату помощнику машиниста или кочегару можно было и не браться. Правда, пассажирские локомотивы, в частности, серии С так до конца своей эксплуатации на нашей дороге топились углем вручную. По выражению железнодорожников, «ходили на лопате».

С июня 1964г. на всей Дальневосточной магистрали начали внедрять тепловозную тягу. Это был настоящий прорыв в грузовом и пассажирском движении. Пошли поезда весом до 5000 тонн, чумазые до этого паровозники могли позволить себе в поездку и светлые рубашки. Навсегда ушла в историю и профессия кочегара.

А ровно 30 лет назад, в 1981г., тепловозы на магистрали в границах ЕАО уступили место электровозам. Сегодня среди них самый сильный — «Ермак».

Локомотив — богатырь (сейчас их парк на Дальнем  Востоке около 300 единиц) без усилий ведет состав весом 6000 тонн.


Виктор МОРОЗОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *