От рассвета до заката

Власти Советской России, а позднее СССР, понимали огромную важность и социальную значимость детского кино, его огромное воспитательное и пропагандистское значение. Детскому и молодежному кино в советское время отдавалось все самое лучшее

Детское кино тех времен, несмотря на излишнюю романтичность и патетику, все же было добрым и светлым, ориентировало детей на гуманистические ценности, а многие фильмы вошли в мировой «золотой фонд» киноклассики.

Уже к середине 1930-х годов жанровый ассортимент детской киноиндустрии был довольно разнообразным. Отзвуки фантазии отразились в первом полнометражном фильме классика детского кино Александра Птушко «Новый Гулливер». Приключенческий жанр нашел воплощение в фильмах Владимира Шнейдерова («Джульбарс»), а также в картинах Владимира Вайнштока («Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ»), в знаменитом предвоенном гайдаровском «Тимуре и его команде».

В военные годы производство детских фильмов хотя и сократилось, но не прекращалось ни на год. Подлинный расцвет детского кинематографа наступил во время «оттепели». Одна за другой появлялись экранизации Анатолия Рыбакова («Кортик»), Вениамина Каверина («Два капитана»), Веры Осеевой («Васек Трубачев и его товарищи»), Лазаря Лагина («Старик Хоттабыч»), Николая Носова («Дружок»)… Подряд было сделано несколько фильмов по Гайдару («Чук и Гек», «Дым в лесу», «Судьба барабанщика). Не скупясь, финансировали и киносказку. Американская индустрия развлечений в те годы и мечтать не смела о том, что легко мог позволить себе, например, Александр Птушко, задействовавший в съемках «Ильи Муромца» 11 тысяч лошадей и 106 000 статистов.

Новая эпоха в детском кино началась с создания объединения «Юность» и с приходом туда молодых режиссеров. В это время детское кино действительно стало авторским, в полном смысле этого слова («Сережа», «Друг мой, Колька!», «А если это любовь», «Дикая собака Динго»), принимало неожиданные острые формы («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Айболит-66»).

В 1970-е гг. наступила эпоха детских сериалов, игровых и мультипликационных («Приключения Электроника»), а также телевизионных мюзиклов – классикой этого жанра стали фильмы Леонида Нечаева «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку».

Чем активнее завоевывало детскую аудиторию телевидение, тем больше сдавало свои позиции детское кино. Александр Роу умер в 1973 году, не оставив учеников. После смерти Александра Птушко в середине 1970-х годов упразднили объединение «Юность». В 1980-е годы телеэкран отобрал и последнее завоевание детского кинематографа 1970-х годов – научно-фантастический жанр. Тот сначала перебрался на скромный и менее требовательный телеэкран («Гостья из будущего»), а потом и вовсе исчез из современного детского репертуара, к этому времени окончательно оскудевшего.

Для сравнения

В советское время в год производилось около 300 фильмов, из них порядка 50 – детские и юношеские ленты.  Государственное финансирование составляло 100 процентов. В 2015 году Министерство культуры профинансировало всего пять детских игровых фильмов и новые выпуски киножурнала «Ералаш». Всего из 3,8 млрд рублей, направленных на создание 23 фильмов, – 700 млн рублей создатели должны были частично вернуть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *