Отдайте ваши карточки…

Отдайте ваши карточки…

Рисунок Владислава ЦАПА

В России наблюдается резкий рост количества киберпреступлений. За прошлый год ущерб составил почти 6 миллиардов рублей. Об этом в конце прошлого года заявил официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной.

В 5,5 раза увеличилось количество преступлений, связанных с хищением компьютерной информации, а также с хищением денег с банковских счетов организаций и физических лиц. Среди них преобладают так называемые телефонные мошенничества, когда людей обманом заставляют либо перевести свои средства со своего электронного счета, либо сообщить данные банковской карты.

Генеральный прокурор России  Юрий Чайка также отметил рост количества киберпреступлений в стране из года в год. Сообщается, что 44 тысячи различного рода киберпреступлений зарегистрированы в 2015 году — это в четыре раза превышает показатели 2014 года. А в 2016 году их совершено уже более 50-ти тысяч.

«Цифра» — зло?

По словам специалистов, к появлению новых угроз привело опережающее развитие современных достижений на рынке коммуникаций по отношению к созданию систем безопасности. Так называемая «цифровизация» учреждений и населения, освоение все более совершенных электронных устройств и систем, переход на дистанционные финансовые и банковские операции через Интернет опережают деятельность созданных более 15 лет назад специализированных подразделений по безопасности — теперь она не всегда соответствует масштабу и скорости распространения преступлений.

В ЕАО количество преступлений данной категории тоже увеличивается. За 2015 год таких преступлений зафиксировано 237, а за 2016 – уже 260. Только за январь 2017 года сотрудниками полиции зарегистрировано уже 11 случаев «дистанционного отъема денег у населения». Злоумышленники активно поработали на новогодних каникулах…

— Самый распространенный, не теряющий популярности у мошенников вид преступления – это обман владельца банковской карты, – комментирует и. о.  начальника отдела уголовного розыска УМВД России по ЕАО Александр Дацук. —  На телефон абонента приходит СМС с текстом: «Ваша карта заблокирована» – и с номером телефона, по которому можно обратиться за помощью. Естественно, растерянный владелец карты звонит, общается с человеком, который представляется сотрудником банка. Схем разговоров очень много, но в результате всех их владелец карты либо сообщает данные карты злоумышленникам, либо по их инструкции, принимая ее за консультацию банковского специалиста, сам того не ведая, подключает онлайн-банк со своей карты уже на чужой номер — это, кстати, стало сравнительно недавним «нововведением» в деятельности мошенников. Все, далее следует почти мгновенное снятие средств с карты. Особенно такие «разводы на деньги» распространены с карт известных в городе банков, в работе которых широко распространены онлайн-операции, например, даже со смартфонов.

И полицейские, и настоящие сотрудники банков уже в который раз предупреждают – ни в коем случае не сообщайте посторонним, незнакомым лицам цифры своей банковской карты. Особенно дистанционно, по телефону. Этого делать нельзя! Настоящие сотрудники банка никогда не попросят у вас продиктовать цифры карты – ни те 16, что расположены спереди, ни тем более те три, что расположены на оборотной стороне  – так называемый код безопасности, который они должны знать сами.

— Что делать, если поступил такой звонок? – рассказывает Александр Дацук. – Просто пойти и проверить, действительно ли ваша карта больше не активна. Скорее всего, денежные операции с ней все также вполне возможны, никакой блокировки нет. Но даже если с ней возникли проблемы, не решайте их по телефону! Идите в банк и сообщайте об этом специалистам лично. Так проще всего избежать несчастья быть обманутым.

Сейчас все больше набирает обороты торговля и продажа имущества частными лицами через специальные сайты, и тут мощенники тоже придумывают множество различных схем преступлений. Наиболее простая из них – обещание внести предоплату на банковскую карту за предлагаемый к продаже через Интернет товар. Человек радуется этому – ведь его товар точно купят! Но покупатель сообщает, что перевод средств почему-то невозможен, предлагает решить вопрос по телефону. В результате незадачливый клиент вместо пополнения своего счета все также теряет все до копейки – опрометчиво сообщая данные карты или подключая ее к онлайн-банку…

Не верь чужому человеку!

Особенно если он представляется по телефону сотрудником ГИБДД, следователем или полицейским, рассказывая при этом, что ваш родственник попал в беду, совершил преступление, но можно уладить вопрос, перечислив некую сумму денег.

— Звонят, естественно, мошенники, – комментирует Александр Дацук. – Но у людей до сих пор сильно убеждение в коррупционности наших правоохранительных структур, и они верят таким звонкам, тем более, когда речь идет о близких людях. При этом до конца не осознавая, что сами они тоже совершают преступление, будучи готовыми передать так называемым сотрудникам полиции деньги, то есть фактически дать взятку.

За прошедшие годы в базе данных специальной группы в УМВД по ЕАО по раскрытию преступлений накопилась изрядная статистика такого рода. Люди перечисляли неизвестным большие суммы, веря, что спасают своих родных от неприятностей. Как правило, с родными все было в порядке, и они ни о чем ведать не ведали…

Всем известна недавняя ситуация с руководством областной филармонии. Там тоже имел место доказанный случай перевода запрошенной суммы мошенникам в обмен на решение вопросов по назначению на новую, более высокую должность. Первоначально речь шла о пранке – так называемом телефонном хулиганстве, когда человека пытаются вывести на определенную реакцию, заставить ругаться или что-то рассказывать… Но пранкеры почти никогда не ведут разговоры от чужого имени, если они только не ставят целью разыграть кого-то, и уж тем более никогда пранкеры не вымогают деньги. Это доказанный случай дистанционного телефонного мошенничества, по которому возбуждено уголовное дело.

И к сожалению, случай не первый в области. Раньше телефонным атакам подвергались и другие высокопоставленные чиновники. Следует отметить, что мошенники готовятся к разговору, прикрываются громкими именами, чтобы усыпить бдительность, даже изучают и применяют манеру речи, речевые обороты человека, от имени которого говорят – ведь записей в Интернете для изучения предостаточно… Особенно когда в таком случае мнимый начальник звонит подчиненному, да еще с гневной отповедью, от растерянности и испуга редко у кого возникнут сомнения в подлинности голоса…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *