Ответ Адольфа Шаевича на еврейский вопрос

Ответ Адольфа Шаевича на еврейский вопрос

В книжном фонде Биробиджанской областной научной библиотеки имени Шолом-Алейхема появилась недавно любопытная книга с многозначительным названием «Еврейский вопрос».

Несмотря на то, что это издание — очередное в длинном списке литературы о еврейских традициях и основах иудаизма, книга сразу привлекает внимание тем, что автором ее является бывший биробиджанец, ныне Главный раввин России по версии КЕРОР (Конгресс еврейских религиозных общин России) Адольф Шаевич.

Автор приглашает нас в интересное путешествие в мир иудаизма. Несмотря на то, что он рассуждает на очень серьезную тему, содержание, изложенное в доступной форме, увлекает читателя с первых же страниц. Тем более что вопрос, поставленный в книге, по сути своей является не только еврейским. Каждого из нас, независимо от его места в  современной национальной и религиозной полифонии, волнуют темы, которые затрагивает раввин Шаевич — семья, брак, любовь, отношения отцов и детей, образование, вопросы веры. Как и любая другая религия, иудаизм ставит перед человеком массу вопросов,  ответ на которые он должен найти сам. Так, по крайней мере, считают создатели книги — главный раввин России Адольф Шаевич и известный журналист и писатель Этери Чаландзия. Авторы лишь показывают путь поиска, по которому прошли сами.

Адольфа Соломоновича Шаевича помнят многие биробиджанцы. Он прожил в нашем городе тридцать пять лет из своих семидесяти, и признается, что любит Биробиджан, свою малую родину, где прошли прекрасные времена — детство, юность, молодость: «Для меня это совершенно особенное место и на карте, и в жизни».

«И сегодня слово «Биробиджан» звучит для нас как некий пароль, билет в парк нашего детства», — говорит Леонид Школьник в предисловии к другому не менее интересному биографическому произведению о Шаевиче «Дорога к Храму». Может быть, поэтому «беседы с главным раввином России» — именно так звучит подзаголовок книги «Еврейский вопрос» — превращаются для читателя-биробиджанца  в задушевный, искренний разговор со своим земляком о сокровенном.

Восхищает то, как деликатно обсуждает он вопросы веры, добавляя: «Конечно, если вы считаете возможным об этом говорить». Как откровенно рассказывает о молитве, о том, как молится сам. О раввинах, раввинском  суде, который для верующего еврея не идет в сравнение ни с какими гражданскими судами. О буднях раввина, когда приходится не только решать вопросы духовности и самому пребывать в одухотворенном состоянии, но часто заниматься сугубо практическими делами, потому что жизнь есть жизнь. И даже о зарплате раввина в разные времена. Совершенно прозрачен, как сейчас модно говорить.

Ненавязчиво, мягко Адольф Шаевич высказывает свое мнение о многих событиях в России и за рубежом. Располагает его приятие других религий, понимание того, что мы верим в одного Бога, просто называем его по-разному.

Для любого образованного человека «Еврейский вопрос» — это еще и познавательная литература. В ней можно узнать о том, кто такие евреи с точки зрения Вильяма Шекспира, Льва Толстого, Библии и даже антисемитов. В книге собраны высказывания, притчи, еврейские анекдоты, истории из жизни, которые делают повествование легким и приятным.

Издание рассказывает о течениях и направлениях в иудаизме — древнейшей монотеистической религии, повлиявшей на философию, культуру, политику, экономику и искусство всех стран и народов, в том числе и России. Речь идет и о Каббале — древнем мистическом учении, особом направлении в иудаизме, которое современные каббалисты считают невозможным постичь как личную тайну Творца. О том, что в наши дни Каббала приобрела статус модного учения, но открывается она  далеко не всем и лишь при условии  большой самоотдачи и духовного напряжения.

В книге повествуется о кашруте и шаббате, особенностях еврейского религиозного верования, которые могут вызывать только интерес и уважение. О небольшом государстве Израиль, его географии, истории, внешней и внутренней  политике, укладе жизни — в надежде, что когда-нибудь там все придет в полное соответствие с замыслом Всевышнего. О самых расхожих мифах, противопоставляющих иудеев и христиан, основанных на отсутствии знаний и невежестве. Адольф Шаевич, как представитель народа Книги, призывает всех читать. А еще думать, разговаривать и стремиться понять друг друга.

Алла АКИМЕНКО, заведующая сектором национальной литературы ОУНБ им. Шолом-Алейхема

shaevichIMGmАдольф Шаевич родился 28 октября 1937 года  в Хабаровске. Закончил Хабаровский политехнический институт по специальности инженер-техник. Работал механиком. В 1972 году переехал в Москву и поступил на учебу в иешиву при Московской хоральной синагоге. В 1980 году после обучения в Венгрии получил диплом и по возвращении в Москву начал работать в должности раввина. В 1983 году был избран Главным раввином Москвы, а в 1989-м — на первом съезде Всесоюзного совета  еврейских общин стал Главным раввином СССР. В 1993 году, после распада страны, Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России избрал Адольфа Соломоновича Главным раввином России. Эту должность он занимает по настоящее время.
Удостоен наш земляк многих наград, в том числе ордена Дружбы народов и ордена Почета.
Адольф Шаевич женат, имеет двоих детей. Увлекается музыкой, литературой, хоккеем и футболом.

esteriЭтери Чаландзия родилась в Москве 19 октября 1971 года. Закончила факультет журналистики МГУ им. Ломоносова. С 2005 года — главный редактор издательства «Альпина нон-фикшн», журналист, прозаик, автор четырех книг, сценарист, увлекается фотографией.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *