Отзвуки «Волочаевских дней»

Отзвуки «Волочаевских дней»

В фильме братьев Васильевых о Гражданской войне на Дальнем Востоке снялись многие известные актеры, но сам фильм не стал шедевром российской кинематографии

Недавно на сопке Июнь-Корань в селе Волочаевке торжественно отметили 94-ю годовщину  исторического сражения, переломившего ход Гражданской войны на восточной окраине страны. И как в те далекие годы собрались на праздновании две противоборствующих стороны. Представители официальной власти и партии «Единая Россия» говорили о том, что в той братоубийственной войне не было правых и виноватых,  и потому мы должны сохранять память обо всех погибших в Волочаевском сражении. А приехавшие из  четырех дальневосточных регионов делегации коммунистов  в своих выступлениях были единодушны: Волочаевка остается примером мужества и несгибаемой стойкости  Народно-революционной армии, приблизившей победу Советской власти на Дальнем Востоке. Словом, как поется в известной песне:  «Разгромили атаманов, разогнали воевод…».

В связи с этим захотелось пересмотреть художественный фильм  «Волочаевские дни», который  видела в далеком детстве в сельском клубе, но мало что из увиденного запомнила. 

Фильм был снят в 1937 году, в разгар политических репрессий в стране. Требовалось поднять дух народа, и кинематографистам посоветовали, а вернее, выдали предписание снять несколько фильмов о недавнем героическом прошлом. Предписание было выдано  в 1934 году,  и вскоре на экраны вышел фильм «Чапаев» братьев Васильевых, который произвел настоящий фурор. Известно, что Сталин, одобривший фильм, посмотрел его 38 раз!

Окрыленные успехом режиссеры решили снять кино о Гражданской войне на Дальнем Востоке. После знакомства с публикациями  на эту тему  они, по свидетельству биографов, побывали во Владивостоке и Хабаровске, встречались с Василием Блюхером  и участниками партизанского движения, а вот  посещали ли они Волочаевку с ее легендарной сопкой, таких сведений я в открытых источниках не нашла.

После поездки на Дальний Восток Георгий и Сергей Васильевы, которые  вовсе не были   братьями (братья Васильевы – их творческий псевдоним), сами написали сценарий будущего фильма.  Съемки велись на киностудии  «Ленфильм», а натурные – на Кольском полуострове, в городе Кировске и его окрестностях. Там же,  в отрогах Хибин, у деревни с труднопроизносимым названием Киркемяги нашли подходящую возвышенность, которая стала по сценарию Волочаевской сопкой.

Сегодня, когда мы знаем  правду о Гражданской войне, происходящие в фильме многие события кажутся надуманными. Что касается показанного Волочаевского сражения, то там тоже много, мягко говоря, полуправды. Не с японцами сражались на сопке народоармейцы и партизаны, а с белогвардейской армией под командованием талантливого стратега В.Молчанова, которому в городе Спасске Приморского края несколько лет назад была установлена мемориальная доска. И водонапорной башни не было, из которой   облили склоны сопки, чтобы японцы не  смогли подняться наверх. Придумано и перемирие, по причине которого народоармейцы не могли стрелять по японским солдатам. А разрывать руками колючую проволоку? Но вот танки в том сражении действительно участвовали.

Что же касается  режиссерской и актерской  работ, то сделан фильм добротно, нескучно, играют актеры на достойном профессиональном уровне. Озвучена кинолента великолепной музыкой Дмитрия Шостаковича. Тем не менее «Волочаевские дни» не повторили успех «Чапаева», и по этому поводу режиссеры горько шутили: «Мы родили слона и теперь всю жизнь должны его кормить». Слоном они называли фильм «Чапаев». 

Снимались в фильмах в основном актеры ленинградских театров.

Убедительно сыграл роль  полковника  японской армии Усижимы Лев Свердлин. Из биографии актера известно, что родился он в Астрахани в еврейской семье, рано осиротел и с двенадцати лет вынужден был идти работать. Был учеником сапожника, закройщика, столяра, киномеханика. Вот тогда и появился у него интерес к кино.

Свердлин снялся в более чем пятидесяти фильмах, очень часто исполняя роли представителей азиатских народов. Это и монгольский революционер Сухэ-Батор, и Ходжа Насреддин, и кореец Цой в фильме «На Дальнем Востоке», и японский консул в кинокартине «Крейсер «Варяг»… В двух фильмах ему пришлось играть маршала Буденного. Талантливо была сыграна в фильме «Жди меня» Александра Столпера  роль военного корреспондента Миши Вайнштейна. Участвовал артист и в съемках еще одного дальневосточного фильма – «Далеко от Москвы». 

Лев Свердлин был лауреатом нескольких Сталинских премии, в 1954 году получил звание народного артиста СССР. Скончался артист в 1969 году.

Роль Маши – жены партизанского командира Андрея – исполнила  Варвара Мясникова, которая дебютировала  и прославилась в роли Анки-пулеметчицы в фильме «Чапаев». Она была женой одного  из режиссеров Сергея Васильева. Снялась актриса всего в пятнадцати фильмах, но самой яркой так и осталась роль Анки.

Андрея, партизанского командира, сыграл народный артист РСФСР Николай Дорохин. Последней его работой  станет роль Никиты Хрущева в фильме «Сталинградская битва». Николай Дорохин  ушел из жизни  в 1953 году, когда ему было всего 48 лет.

Рано оборвалась жизнь еще нескольких участников «Волочаевских дней» – Бориса Блинова, Владимира Лукина  и Василия Гущинского. Блинов, сыгравший матроса Бублика, в 26 лет получил звание заслуженного артиста РСФСР за роль комиссара Фурманова в фильме «Чапаев». Снимался он и в  знаменитой трилогии о Максиме. Во время съемок  в фильме «Жди меня» в Алма-Ате артист заболел брюшным тифом – спасти его врачам не удалось. Было Борису Блинову всего 32 года.

На войне погиб совсем молодым заслуженный артист РСФСР Владимир Лукин, сыгравший в «Волочаевских днях»  крестьянина Егора Квитко. А Василий Гущинский, создавший образ казачьего есаула, умер спустя два года  после выхода фильма на экран.

Артиста Василия Меркурьева представлять не надо – он вошел в золотой фонд российского кино. В «Волочаевских днях» он сыграл хоть и яркую, но эпизодическую роль пьяного докера.

Интересный факт: брат Меркурьева, будучи директором хлебозавода в блокадном Ленинграде,  умер от голода.

Юрий Лавров, народный артист СССР, с 1932-го до 1934 годы работал в одном из театров Хабаровска. Его амплуа – роли князей, графов, белогвардейских офицеров. В «Волочаевских днях» он сыграл поручика Гришина, в другом дальневосточном фильме «Сердце Бонивура» – генерала Дитерихса. Скончался Юрий Лавров в 1980 году. Известным артистом стал его сын Кирилл Лавров.

Снялся в «Волочаевских днях» и знаменитый актер, народный артист СССР  Борис Чирков, прославившийся как исполнитель главной роли в трилогии о Максиме. Как и в фильме «Чапаев», Чирков предстает в образе старого, с хитрецой, крестьянина, который все подвергает сомнению. Роль небольшая, но запоминающаяся.

Чирков из всей актерской плеяды фильма имел самое большое количество наград.  Он был Героем Социалистического Труда и лауреатом четырех Сталинских премий.  Получил несколько орденов и медалей. Артист снялся в 59 фильмах, но так и остался в памяти зрителей Максимом.

Еще один известный актер, снявшийся в «Волочаевских днях» – Сергей Филиппов. И хотя роль у него небольшая – рядовой партизан – типаж запоминается.

Актер Павел Волков  в основном играл героические роли  бунтарей,  революционеров, военных («Дубровский», «Фронт», «Сердце Бонивура», «Сын полка» и др.). В «Волочаевских  днях» он предстает в  роли умудренного жизнью крестьянина-старовера, который пытается разобраться, что принесет ему новая власть.

Премьера  фильма «Волочаевские дни» состоялась 20 января 1938 года в одном из ленинградских кинотеатров. Через несколько лет его положили на полку и вспомнили о нем уже после войны. В 1969 году фильм получил  вторую жизнь на киностудии «Мосфильм», где его отреставрировали и переозвучили, так что многие актеры стали говорить уже не своими голосами.

В финале киноленты японский полковник  Усижима, считающий себя большим знатоком русского языка  и культуры, прощаясь на вокзале с командиром партизан Андреем, называет его самураем. В Японии быть самураем  считалось большой честью. Проигравший войну полковник признает, что сражаться ему пришлось с достойным   противником, но, как истинный самурай, уезжает он с гордо поднятой головой. Лев Свердлин, несмотря на заданность и идеологический окрас фильма, смог создать не гротесковый, а близкий к реальности образ врага, достойный уважения.  

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *