Память и предупреждение

Память  и предупреждение

Олега Черномаза

В ЕАО прошла межрегиональная научно-практическая конференция «Нравственные уроки Холокоста и Великой Отечественной войны: историко-литературное отражение и проблемы современности»

Около двухсот педагогов и ученых из Биробиджана и районов области, Москвы, Томска, Волгограда, Хабаровска и Благовещенска слушали выступления коллег, приняли участие в мастер-классе, посетили тематические уроки и классные часы в биробиджанской школе №23 с углубленным изучением отдельных предметов, языков и культуры еврейского народа. Учителя на практике продемонстрировали, как тема Холокоста раскрывается на школьных занятиях, а старшеклассники приготовили для гостей театрализованную постановку «Мы рождены жить», основанную на воспоминаниях выживших узников гетто и концлагерей. 

Гости почтили память жертв Шоа, возложив камни скорби к мемориальному камню во дворе общинного центра «Фрейд». Состоялось подписание соглашения о взаимодействии и сотрудничестве областного комитета образования и научно-просветительского центра «Холокост». 

– Договор накладывает обязательства не только на нас – обеспечить образовательные учреждения методической литературой, повышать квалификацию учителей, приглашать педагогов ЕАО на стажировки в разные европейские страны и Израиль, но вводит эту тему как составную часть учебного процесса, – отметил участник конференции Илья Альтман. – Это именно то, что требует новый историко-культурный стандарт, концепция единого учебника по истории. Все теперь зависит от того, как будут учителя вести свою проектную деятельность. 

Материалы конференции планируются к публикации в журнале «Педагогический вестник ЕАО» и в научно-методическом сборнике.

8-1Павел Толстогузов, председатель Межконфессионального совета при Общественной палате ЕАО:

– Меня пугает историзация Холокоста – мы присваиваем этому событию некую объектность, отдаляем его от нас исторически. Хотя трагедия Шоа требует момента причастности, нужно почувствовать себя так, словно это тебя отправили в печь крематория или газовую камеру. 

События Холокоста заставляют нас задуматься – как после всего этого я могу остаться человеком? Они ставят под вопрос нашу человеческую природу. 

Холокост переводится как «жертва всесожжения». Но кому, зачем и во имя чего была принесена эта жертва? Как это ни печально, но Холокост – самое большое в истории человечества жертвоприношение. Жертва должна указывать нам путь, но куда она нас приведет? Наш Межконфессиональный совет – это своего рода мирная жертва согласия, призванная не допустить впредь подобной трагедии.

8-2Владыка Ефрем, епископ Биробиджанский и Кульдурский:

– Сегодня события 1930-х – 1940-х годов кажутся нам далекими. Однако не стоит забывать, что страдания одного человека всегда вызывают отклик Вселенной. Как правильно отметил великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский, все блага мира не стоят одной слезинки ребенка. Говоря о Холокосте, мы чтим память всех людей, павших в боях, замученных в гетто и концлагерях, умерших от голода в тылу и на фронте. Бесконечным кажется список тех мест, где были убиты невинные… 

К сожалению, молодежь сегодня примеряет на себя некие фашистские символы, возникла целая субкультура неонацизма. И некоторые политики, увы, героизируют людей, совершивших преступления против человечности. Невосполнимые потери понес наш культурный фонд в годы войны и Холокоста, однако беды сплотили разные народы в защите своей национальной самобытности. 

Один из главных уроков событий Второй мировой войны – нельзя в угоду экономическим и политическим успехам отодвигать культурные и религиозные ценности. 

У молодого поколения будет будущее, если оно усвоит, запомнит уроки Холокоста, невзирая на национальные и религиозные различия.

8-3Элиягу Рисс, раввин ЕАО:

– Знать, помнить о трагедии Холокоста недостаточно – необходимо это чувствовать, понимать. В рамках молодежного проекта «Eurostars» в прошлом году мы с ребятами побывали в Освенциме и Аушвице-Биркенау. Так получилось, что в это же время туда приехали бывшие узники этих концлагерей. Мы увидели, как эмоции и воспоминания захватили этих людей, и сами сумели их прочувствовать. 

Только так можно понять трагедию Холокоста – через личное восприятие. 

На долю еврейского народа выпало немало бед, но они лишь укрепили наш национальный дух, закалили и объединили нас в стремлении сохранить традиции и заветы наших предков. Память и понимание ценностей нашего народа помогли нам выжить. Полученные нами знания и опыт мы должны передать молодому поколению. 

8-4Ольга Горских, доцент Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники:

– Ведущую роль в создании негативных стереотипов играет язык. Еще до начала Холокоста газеты пестрели красочными заголовками, рисующими евреев как неких палачей, мучителей, несущих смерть немецкому народу. Уже в годы войны на оккупированной территории продолжалась пропаганда, главной целью которой было привлечь местное население к убийству евреев, вовлечь их в общее эмоциональное состояние страха и злобы. Позже листовки и плакаты визуализировали тот самый словесный образ врага. 

Урок мы так и не извлекли. Пресса последнего времени рисует нам образ современного мигранта, как опасного человека. Вновь происходит смещение стереотипов в негативную сторону. Снова происходит манипуляция общественным сознанием. Пойдем ли мы на поводу у нее?

8-5Илья Альтман, сопредседатель научно-просветительского центра «Холокост», г. Москва:

– Наша конференция очень актуальна, учитывая, что буквально 13 октября Минобрнауки России разослало в регионы методические рекомендации по преподаванию темы Холокоста, которая теперь стала неотъемлемой частью школьного курса. 

Для любого нормального человека прикосновение к такой трагедии таит много рисков, нам хочется отстраниться от нее. Однако делать этого нельзя, нельзя оставаться равнодушным к попытке уничтожить целый народ. 

8-6Галина Миндрина, заместитель директора по УВР, учитель истории школы «Ор Авнер», один из авторов учебника «Основы иудейской культуры», г. Волгоград:

– В нашей школе еврейскую культуру изучают дети разных национальностей. Уверена, что у ребят, выросших и воспитанных в таких условиях, не будет каких-то предубеждений. Кстати, большая часть наших учителей, что тоже примечательно, – неевреи.

Есть у нашей школы «Ор Авнер» добрая традиция – на еврейские праздники мы обязательно приглашаем детей из обычной городской школы, а также вместе с ними проводим уроки по теме Холокоста. Очень теплые отношения сложились у наших учеников с особенными ребятами – во время одного из забегов двое наших мальчишек несли на руках ребенка с ДЦП, уж очень тот хотел участвовать в спортивном состязании, но самостоятельно этого сделать не мог. Причем ребята сами вызвались ему помочь. 

Главным событием этого года для нашей школы стала подготовка оперы «Брундибар», она известна тем, что ее исполняли маленькие узники терезинского гетто в 1943-1944 годах. В свое время она стала символом надежды. Участие в ней приняли не только наши ученики и педагоги, но также студенты местной консерватории, солисты волгоградского детского симфонического оркестра, артисты детского музыкального театра, ансамбля «Маленькая страна», состоящего из детей с особенностями развития. Оперу помог нам поставить московский режиссер Мстислав Петковский. Премьера «Брундибара» на русском языке успешно прошла 20 апреля и 3 мая в Волгограде, 10 мая – в Москве и Волгограде, в сентябре – в Чехии. 

Многие младшие ученики до постановки ничего не слышали о Холокосте, а старшие знали немного. Благодаря подготовке этой оперы все ребята узнали больше о Шоа, слушали наши лекции, активно задавали вопросы. И это их меняло. Меняло их и то, что рядом с ними были особенные дети – ребята из ансамбля «Маленькая страна» с синдромом Дауна и аутисты с прогрессирующим заболеванием. Наши ученики помогали им во всем, а те в свою очередь научились им доверять, что для таких детей редкость. Ребята-аутисты, которые обычно никак не проявляют свои чувства, во время исполнения финальной песни улыбались вместе со всеми. Признаться, мы и не ожидали столь эмоциональной реакции от них. Трагедия еврейского народа сблизила ребят.

Постановка оперы «Брундибар» – это вклад нашей школы «Ор Авнер» в сохранение истории Холокоста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *