Памяти достойны

Памяти достойны

Фото из личного архива Лилии Комиссаренко

Директор лицея №23 Биробиджана, заместитель председателя Законодательного Собрания ЕАО Лилия Комиссаренко приняла участие в Международной научно-практической конференции «Сохранение памяти о Холокосте», которая прошла в Ростове-на-Дону

Участники конференции обсудили вопросы мемориализации Холокоста, исследовательской деятельности, преподавания данной темы в школах, увековечивания памяти о Шоа в монументах и музейных экспозициях, а также приняли участие в «Марше живых», приуроченном к годовщине трагических событий в Змиевской балке.

– Поездка была непростая, но очень насыщенная, – поделилась впечатлениями Лилия Комиссаренко. – За пару дней мы получили много полезной информации для дальнейшей работы по сохранению памяти о Холокосте. Я представляла ЕАО, в первый день поделилась с коллегами опытом организации и проведения мемориальных мероприятий в нашем регионе. Во второй день была модератором круглого стола «Опыт проведения мемориальных мероприятий и поисковых проектов педагогов и школьников».

Среди наиболее интересных выступлений, по мнению директора 23-го лицея, был доклад сотрудницы Российского еврейского конгресса Екатерины Лазаревой. Она отметила, что процесс сохранения памяти  о Холокосте можно разделить на три составляющих: практическая мемориализация (т.е. установка памятников, мемориальных досок), поиск и восстановление имен (то, чем занимается «Яд Вашем») и образование и просвещение. Последним как раз активно занимается биробиджанский лицей №23.

– Чем больше людей об этом узнает, тем больше надежды, что информация сохранится и повторения трагедии не будет, – резюмировала Лилия Вольфовна.

Преподаватель Гродненского музыкального колледжа Инесса Двужильная затронула другую интересную тему – использование музыки в мемориальных мероприятиях.

– Конечно, когда мы готовим наши школьные литературно-театрализованные постановки, посвященные памяти жертв Холокоста, то вплетаем в сценарий и музыкальные отрывки, – отметила директор лицея. – Инесса Федоровна познакомила нас с современными музыкальными композициями, отражающими те трагические события. На конференции также присутствовал композитор, автор оратории, посвященной Холокосту.

Гостям конференции представили  две выставки. Одну из них – «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение» – курирует Леонид Терушкин из НПЦ «Холокост». Экспозиция эта, в частности, была посвящена тем, кто освобождал концлагеря и кого освобождали, прослежены их дальнейшие судьбы.

– Центр «Холокост» реализует проект «Освободители», – рассказала Лилия Комиссаренко. – Это очень интересный и личностно-ориентированный проект. Светлана Тиханкина, которая познакомила нас с ним, привела интересные цифры: так, по подсчетам Центра «Холокост»,                                 24 314 человек принимало участие в освобождении Аушвица. Представьте на минуту, что если о каждом из них мы бы собрали информацию. Мы привыкли к тому, что Уроки мужества – это в большей степени общие фразы, известные персоналии, которые безусловно заслуживают почтения, но кроме них есть ведь и другие люди, которые достойны не меньшего уважения. Представьте, что этот проект охватит всю Россию, и мы вспомним каждого человека и проследим его судьбу, переживем вместе с ним те события. Какой огромный воспитательный потенциал заложен в этом проекте!

Вторую выставку представляли зарубежные гости – она называлась «Забытые жертвы немецкого оккупационного режима Ростова-на-Дону 1941–1943». Ранее она экспонировалась в Карлсхорсте, в том самом зале, где 8 мая 1945 года был подписан Акт о капитуляции Германии.

– Было много интересных выступлений коллег, – отметила Лилия Комиссаренко. – Представители других школ делились своим опытом преподавания темы Холокоста. Некоторые из этих школ участвуют в проекте «Маса Шорашим» (в переводе с иврита – «возвращение к корням»). Детские делегации в сопровождении взрослых отправляются в образовательные поездки в одну или несколько стран Катастрофы европейского еврейства. Наш областной комитет образования работал над тем, чтобы мы тоже попали в этот проект, но пока не получается. Но, пожалуй, что меня больше всего зацепило, так это организация проектной деятельности в школах как личностно-ориентированное образование и воспитание патриотизма на героике конкретных личностей.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать − 2 =