Пассажир без опасности

Пассажир без опасности

Фото из открытых источников

Как борьба за «права» подменяет борьбу за право на жизнь

В декабре прошлого года биробиджанский таксист попросил своих пассажирок, разместившихся на заднем сиденье, пристегнуться ремнями безопасности. Просьба вызвала сначала удивление, а затем бурные возмущения наших женщин. Пассажирки с жалобами обратились к  работодателю таксиста: неудобно, мол, дамам в теле и в зимней-то одежде  еще и ремнем утягиваться.

Негласный закон «клиент всегда прав» делает в сферах продажи и услуг свое «благое» дело. Потребитель напрочь забывает о том, что  у него есть не только права, но и обязанности. А ведь Правила дорожного движения распространяются не только на водителей, но и на пешеходов, и пассажиров транспортных средств.

С чего все началось

Первый в мире автомобиль, пригодный для использования в качестве транспортного средства и предложенный покупателю в промышленных образцах, появился в 1886 году. А уже в 1896 году произошло первое в мире автомобильное ДТП с летальным исходом. Количество ДТП увеличивалось вслед за ростом автомобильной промышленности. Гибли в авариях как пешеходы, так водители и пассажиры. И уже в 30-х годах ХХ века представители здравоохранения  США стали требовать оборудования автомобилей ремнями безопасности!

Мало кто знает, что первый в мире автомобиль, оборудованный трехточечным ремнем безопасности, был Volvo PV544, изготовленный в 1959 году. Создателем этого ремня был авиационный инженер Нильс Болин, который до перехода в компанию Volvo проектировал катапультируемые сиденья. Этот человек отлично  знал, какие силы воздействуют на человека в момент столкновения. Проводились многочисленные тесты и исследования других различных ремней безопасности, но ремень Болина обеспечивал лучшую защиту людей в автомобиле. Ремни безопасности позволили снизить смертность и риски получить людьми различные травмы при ДТП на 50-60 процентов. Поэтому «шведский» ремень был установлен в первые модели отечественных «Жигулей». И с тех пор «успешно» игнорируется многими нашими водителями и пассажирами…

Быть или не быть… пристегнутым

Жить или не жить – каждый для себя решает сам. В автомобиле все иначе.  В салоне авто действует принцип коллективной ответственности. Если кто-то из сидящих в салоне решил не пристегиваться, то такой человек становится источником повышенной опасности в случае ДТП. Он может травмировать как себя, так и других.

У россиян трезвые законы нередко заменяет знаменитое «авось». Это ведь у нас «что русскому хорошо, то немцу – смерть». Мы не любим, когда нас кто-то учит поступать по правилам. Мы злимся, когда нас за их нарушение наказывают рублем, но когда рубль обесценивается, наказание — тоже. Мы всегда удивляемся, почему на практике виноватый водитель, если живым остался, получает небольшой уголовный срок, а о самих авариях и погибших в них людях быстро забываем. Это у нас есть масса отговорок не пристегиваться. А как же их опровергают специалисты?

Отговорка первая:
в момент аварии ремень заклинит, и он не позволит выбраться из горящего или тонущего автомобиля.

Этого нужно бояться только владельцам подержанных машин. У пиропатронов преднатяжителей ремней (это так же касается и подушек безопасности) существует срок годности. Обычно периодичность их замены указывают в руководстве по эксплуатации. После 10–15 лет эксплуатации мало кто из производителей гарантирует исправную работу этих средств защиты. После любой аварии ремень безопасности необходимо менять! К сожалению, этого практически никто не делает. Поэтому если вы решите приобрести подержанный автомобиль, одним из первых пунктов в графе «что надо сделать» должен быть пункт «заменить ремни безопасности».

Отговорка вторая:
на небольшой скорости можно не пристегиваться.

При лобовом столкновении уже на скорости  в 50 км/ч вес человека за счет кинетической энергии увеличивается до трех тонн! При скорости в 60 км/ч сила удара для человека равноценна силе удара при падении с шестого этажа, 80 км/ч – с девятого этажа, 90 км/ч – это уже 12-й этаж, 110 км/ч — и вы падаете уже с 17 этажа! Вы уверены, что выживете в такой передряге?

Отговорка третья: если вылететь из машины, головой разбивая  лобовое стекло, — больше шансов выжить.

В данной ситуации выживают редкие счастливчики. При ударе прежде всего пострадает голова — она встретит и прочное стекло, и асфальт. Куда и как упадет  его тело, человек знать не может. Травмы при этом бывают как незначительные, так и несовместимые с жизнью.

Отговорка четвертая: самое безопасное место в машине – за водителем.

А это только в том случае если пассажир пристегнут! Непристегнутый пассажир имеет максимальные шансы при фронтальном ударе вылететь через лобовое стекло, или не вылететь…

Отговорка пятая:
в машине есть подушка безопасности – она спасет.

А вы уверены, что она есть в автомобиле, в который вы садитесь?  К тому же во всех инструкциях по эксплуатации автомобиля, обеспеченного подушкой безопасности, указано: пристегиваться ремнем необходимо! Подушка безопасности – это не основное средство безопасности, а дополнительное, вспомогательное. Основная  функция защиты возложена на ремень безопасности. При ударе ремень и подушка срабатывают одновременно, каждый выполняя свою задачу. При непристегнутом ремне тело по инерции летит вперед, подушка, раскрываясь, его останавливает, но голова при этом от удара большой силы уходит назад. Результ: перелом шейных позвонков или «хлыстовая травма», сломанный нос, разбитые очки и поврежденные стеклом глаза.

Отговорка шестая:
ремень безопасности может травмировать человека.

Ремень может стать причиной травмы, но только одного типа: повреждение шейной части позвоночника, ведь в ходе резкого торможения тело по инерции продолжает двигаться вперед. Ожог или перелом ключицы могут возникнуть при неправильной регулировке ремня по высоте. Если длина ремня регулируется автоматически, то высоту по средней стойке каждый человек должен сам регулировать под себя. Если он будет слишком высоко, то есть риск травмировать шею. Разрешается пользоваться бустерами, позволяющими посадить пассажира повыше, чтобы верхняя ветвь ремня проходила через плечо, а не шею (здесь уязвимы гортань, важные сосуды и шейные позвонки) и не нанесла увечий при аварии.

Отговорка седьмая: пассажирам на заднем сиденье можно не пристегиваться.

Именно непристегнутый пассажир, находящийся на заднем сиденье, является наиболее опасным как для водителя, так и для других пассажиров. Непристегнутый ребенок, сидящий на заднем сиденье, может при ударе убить пристегнутого водителя. Нужно добавить, что его самого ничто не спасет ни от повреждений об элементы автосалона, ни от удара о лобовое стекло.

Почему-то считается, что пассажиры, находящиеся на заднем сиденье автомобиля, меньше подвержены риску гибели или травмирования в случае ДТП, и поэтому им пристегиваться необязательно. На самом деле возможность гибели пассажира, сидящего спереди, во время ДТП увеличивается в пять раз, если пассажиры сзади не пристегнуты.

По статистике, около 80%  людей, находящихся на передних сиденьях, могли бы выжить, если бы пассажиры, сидящие сзади, пристегнулись. Это результат анализа 100 тысяч ДТП, полученный Госавтоинспекцией.  Такие данные были озвучены на акции социальной кампании “Пристегнись”, которую ГИБДД совместно с Российским союзом автостраховщиков и общественной организацией “Движение без опасности” проводила в десятке регионов России. По данным ВЦИОМ, лишь 17 процентов из них пристегиваются.

Пассажир, садясь в автомобиль, всегда должен помнить, что в момент аварии водитель, как правило, спасает себя, подставляя под удар сторону пассажира. Так работает человеческий инстинкт самосохранения.

Ремень и наказание

Российские Правила дорожного движения гласят:

2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым.

5.1. Пассажиры обязаны: при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими.

В противном случае всех ждет наказание в виде штрафа: водитель заплатит 1000 рублей, пассажир 500 рублей. При этом штраф могут выписывать в каждом случае, когда человек  не пристегнулся. И не важно, в маршрутном такси вы едете или в междугородном автобусе. Поэтому не стоит удивляться просьбе водителя пристегнуться ремнем безопасности. Ради вашего якобы комфорта он не будет нарушать ПДД, рискуя заплатить штраф из своего, а не вашего кармана.


Татьяна МИРОНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *