Патриарх израильской политики

Патриарх  израильской политики

С именем Шимона Переса – политика, лауреата Нобелевской премии мира, связана история современного еврейского государства

Шимон Перес (Перский) родился 2 августа 1923 года в белорусском местечке Вишнево, входившем тогда в Новогрудское воеводство Польши. Его отец, Ицхак, занимался производством пиломатериалов, а мать, урожденная Мельцер, работала библиотекарем и учительницей русского языка. Дома говорили на идише, иврите и русском. По воспоминаниям будущего израильского лидера, уже в раннем детстве ему читали русские сказки, а позже он приобщился к классической русской литературе.

В 1934 году юный Шимон переехал в Палестину, куда несколько ранее перебрались его родители. Особенно часто Шимон вспоминал своего деда по матери Гирша Мельцера, раввина из знаменитой Воложинской династии. Все родственники, оставшиеся в Вишнево, были сожжены немецкими оккупантами и их приспешниками в синагоге.

В Израиле будущий израильский политик закончил гимназию в Тель-Авиве и сельскохозяйственную школу в поселении Бен-Шемен. Там же, начав свой трудовой путь, он познакомился с молодой репатрианткой из Украины Соней Гельман (1923-2011), которая и стала его женой. Они прожили счастливую семейную жизнь, вырастив троих детей. Их дочь Цвия (Цики) Вальден – профессор в области психологии. Старший сын  Йонатан – агроном и ветеринар. Младший Нехамия – бывший военный летчик, ныне бизнесмен. Шимон Перес был дедом шестерых внуков.

Любопытное совпадение: именно после встречи с Соней у Шимона начинается и его политическая карьера. Ему повезло, когда в 1947 году, за год до воссоздания еврейского государства он поступил на работу в Управление «ХАГАНЫ» («Обороны»), подпольной военной еврейской организации, которая после воссоздания Израиля стала основой ЦАХАЛа (Армии обороны Израиля). Именно здесь Шимон познакомился с Давидом Бен-Гурионом – первым премьер-министром Израиля. Следует иметь в виду, что Перес, как и Бен-Гурион, а также большинство израильских лидеров первых лет воссозданного еврейского государства, относили себя к социал-демократам разных оттенков. В течение почти трех десятков лет правые политики от государственного руля государства были оттеснены.

В следующем, 1948 году, во время Войны за Независимость, 25-летний Перес назначается помощником генерального директора министерства обороны Израиля. Вскоре он был переведен на должность начальника морского отдела. Будучи в должности заместителя генерального директора, молодой политик выступает инициатором создания ядерного проекта и строительства реакторов в Димоне и Сореке. Пересу принадлежит важный вклад в создание военно-промышленного комплекса Израиля.

3 ноября 1959 года Перес впервые был избран депутатом Кнессета от левой партии МАПАЙ, позже вошедшей в партию «АВОДА» («ТРУД»). От различных левых партий он избирался непрерывно по 2007 год включительно. Перес занимал различные министерские посты в 12 кабинетах министров, дважды возглавлял военное ведомство, трижды внешнеполитическое. Перес – девятый президент Израиля, занимавший этот пост с июля 2007 по июль 2014 года. Он же – девятый и двенадцатый премьер-министр государства.

Шимон Перес вошел в историю как израильский политик и государственный деятель, пользующийся огромным авторитетом в мире, в том числе и арабском. В июне 1992 года, занимая пост министра иностранных дел в правительстве Ицхака Рабина, он выступил как идеолог мирных переговоров с Организацией освобождения Палестины. В ноябре 1995 года после убийства Рабина вновь ненадолго возглавил правительство и одновременно ведомство обороны. Однако в мае 1996 года, несмотря на все опросы, предрекавшие ему победу, проиграл Биньямину Нетанияху.

На специальном заседании правительства, посвященном памяти Переса, премьер-министр Нетанияху сказал: «Как дальновидный политик, он смотрел в будущее. Как человек, радеющий за безопасность государства, он укреплял его мощь. Как человек мира, он до последних дней работал над тем, чтобы примирить нас с соседями и действовал во благо будущего».

Показательно, что председатель Палестинской национальной автономии Махмуд Аббас в связи с кончиной Переса написал в своем Twitter: «Его смерть является большой потерей для всего человечества и для мира в нашем регионе».

Политическое кредо, сформулированное Шимоном Пересом, состоит в следующем: «Каждый политик должен отдавать себе отчет в соотношении прогнозов и реальности. Меня считают автором идеи нового Ближнего Востока. Признаю себя «виновным». Я действительно мечтаю о новом Ближнем Востоке, где не будет вражды между арабами и евреями. Меня называли шарлатаном… заявляли, что я торгую белыми слонами. Сегодня меня уже не интересует, что обо мне говорят. Я знаю свою задачу и выполню ее до конца». И Перес своему слову был верен. И после смерти он завещал свои роговицы для пересаживания нуждающимся.

Умер Шимон Перес 28  сентября  и был похоронен  в Иерусалиме 30 сентября.


Захар Гельман (Иерусалим – Тель-Авив)

Источник: «Российская газета»

 

 

Из интервью Шимона Переса ИТАР-ТАСС и «Российской газете»

В свое время я спросил у Солженицына: в чем суть связей евреев с русскими? Он ответил, что это – два народа, проживших много лет рядом друг с другом, но так и не узнавших друг друга, толком не познакомившихся друг с другом. «Однако, – сказал он мне тогда, – есть одна особая вещь – это отношение к интеллигенции». Я спросил: а что, по-вашему, «интеллигенция»? В чем разница между интеллигентом и интеллектуалом? И ответ на этот вопрос я нашел в самой России. Интеллектуал – это отношение к словам, к Слову, а интеллигент – это отношение к людям, к Человеку. Интеллигентность – это писание о людях, а интеллектуальность – это писание о величинах, об идеях. Как человек, проживший немалую жизнь, я пришел к выводу, что хороший человек не менее важен, чем хорошая идея. Поэтому у меня есть свое отношение к тому, что называется «Великой Россией». То, что нас объединяет и связывает, для меня, это «Великая душа». В центре русской культуры всегда присутствует душа человека. И это не какая-то «абстрактная» душа, это душа, насыщенная идеями, размышлениями. И еще она мелодична. Она извлекает из себя мелодию. Когда я был молодым, я думал, что русские присвоили себе все наши песни, я тогда еще не знал, что это мы взяли себе все ваши песни. Но пели мы их здесь, на нашей земле, с огромным воодушевлением.

Не знаю, откуда люди берут энергию, чтобы проводить дни в праздности и лени. Я нахожу, что работать – намного интереснее, чем лениться. Господь Бог дал каждому из нас триста пятьдесят миллионов минут для жизни. И человеку надо решать, что делать со всеми этими минутами. Можно их потратить впустую. Но я думаю, самодисциплина в том и состоит, чтобы не тратить время попусту. Ведь усталость – это тоже явление психологическое. Я не устаю. У меня нет психологической усталости, потому что нет конца моей любознательности, моему любопытству. Я не успеваю удовлетворить свою любознательность – а вот смотришь, и день закончился. Поэтому я уверен, что человек должен работать, размышлять, творить. Помимо всего вами перечисленного за время моего президентства я еще написал две книги: одна уже вышла в свет, скоро выйдет и вторая книга. Для меня это – удовольствие, наслаждение. Вместо того чтобы пойти на берег моря, окунуться в воду, я предпочитаю читать книги и погружаться в мудрость.

У меня была мечта быть земледельцем, быть кибуцником. Я был пастухом, я мечтал, что, может быть, стану когда-нибудь поэтом или архитектором. Я никогда не мечтал о том, что стану политиком или даже главой правительства. Я не знаю, хороша ли тяга человека к тому, чтобы властвовать над другими людьми. Полагаю, что стремление сделать жизнь людей лучше – предпочтительней. И с тех пор, как я стал отдавать себе отчет в своих действиях, я предпочитаю делать добро, вносить свой вклад в общее дело, быть полезным людям, помогать им, но не властвовать над ними.

В исторической перспективе я испытываю чувство глубокой благодарности к России, будучи евреем и потомком тех, кто жил в Российской империи.

Я знаю и о той высокой цене, которая заплачена за Победу. В войне сражались все народы стран-союзниц, но самую страшную, невообразимую цену заплатил русский народ. 30 миллионов убитых, огромное число раненых, без рук, без ног, вдовы, сироты, разрушенные города. Это ужасно, это страшно! Я говорю об этом, потому что наш еврейский народ пережил невероятные вещи. Подлые нацисты уничтожили 6 миллионов сынов и дочерей нашего народа, безвинных людей, среди них – полтора миллиона детей. Загоняли нас в газовые камеры. Все это не оставляет меня ни на минуту, не дает мне покоя. Я чувствую глубоко в своем сердце искреннюю благодарность русскому народу. Можно критиковать Россию, можно, разумеется, критиковать и нас. Не об этом речь. Я говорю о благодарности русскому народу в аспекте историческом. Приговор истории вынесен. Тысяча лет – это история, это не пять и не десять лет. Между нами создалась странная близость. Вопреки расстоянию, и религиозному, и демографическому. Эта близость заключается в самом отношении к человеку, к тому, что вы, русские, называете интеллигентностью. И это – важнейшее обстоятельство.

Таков был путь Бен-Гуриона. Принимать решения. Если нет другого выхода – пойти на риск и начать войну; если можно –  пойти на риск и заключить мир, заплатив за это. Слово его было непоколебимо как скала, «сдвинуть» его невозможно. И Бен-Гурион не боялся. Но он знал и границы силы. Не предавался фантазиям. Он знал возможности, но знал и их рамки. Но самое прекрасное в нем было –  как бы странно это ни звучало — он был человеком искренним, доверчивым. Он не утратил этой своей чистосердечности, в нем не было цинизма. Ни капли цинизма не было в Бен-Гурионе. Он отнюдь не был человеком наивным, но не был и циником. Он всегда говорил: «Быть человеком моральных правил – это быть человеком мудрым». А еще он говорил, что «нет ничего умнее в этой жизни, чем честный, порядочный человек».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *