Педагогический марафон

Педагогический марафон - Александр Серебряков: "Жизнь - это и труд, и борьба, и игра..."

Василия Кравцова

Александр Серебряков: "Жизнь - это и труд, и борьба, и игра..."

С “трудными” школьниками успешно справляются учителя… физкультуры

В минувший День учителя педагогу-физкультурнику биробиджанской школы № 16 Александру Серебрякову вручили президентскую премию. Высокая награда его труда оказалась столь неожиданной для Александра Автономовича, что его с трудом удалось уговорить сфотографироваться с полученным дипломом для нашей газеты. А ведь этот скромный учитель — вовсе не заурядная личность. И главное, отлично умеет увидеть зарождающуюся Личность в своих учениках…

СВОЯ ДИСТАНЦИЯ

– Место моего рождения – поселок Бира. В школе я учился там же, – рассказывает Александр Автономович. – Пусть не отлично, но вполне прилично, хотя больше всего любил физкультуру. Любил, наверное, прежде всего потому, что мне обычно удавалось обходить одноклассников и на беговой дорожке, и на лыжне, и в спортивном зале. Учителя, естественно, меня хвалили. А что нужно для успеха? Говорят, признание и опять же успех. Сначала успех первый, пусть и небольшой, потом – второй, побольше, третий, потом еще и еще… Так вот я и вышел на свою «дистанцию».

В положенное время Александр Серебряков стал солдатом. В армии же со слабыми, неловкими и неповоротливыми, поверьте на слово, церемониться не принято (а это, между прочим, одна из причин пресловутой дедовщины), и для парней со слабенькими физическими данными служба уж точно медом не кажется.

Александр Серебряков, сменив родительский дом на казарму, «гражданские» одежду, распорядок дня, рацион и прическу на уставные, не изменил только своему увлечению. Сколько там у служивого личного времени в сутки? Полтора часа, кажется? Едва ли не все эти полтора часа Александр посвящал спортивным занятиям. И это, случалось, после доброй муштры на плацу или часовой пробежки по какой-нибудь беспощадно пересеченной местности. Его непоколебимое убеждение: только занятия спортом могут по-настоящему сформировать и закалить характер. В первую очередь, в частности и конкретно – характер мужской.  

Уходя в запас, Александр уже знал направление своих дальнейших действий: сначала он окончил Благовещенский физкультурный техникум, затем – факультет физической культуры и спорта педагогического института.

Какая линия признается математиками кратчайшим расстоянием между двумя точками? Прямая. Александр Серебряков к своей цели и шел по прямой. Жизненный маршрут – как говорится, лучшего и желать не надо. Одно только и «неудобство»: уж больно быстро годы летят. Давно ли совсем молодой учитель шагнул на порог 16-й биробиджанской школы? А вот уже больше четверти  века минуло с того дня…

И ВО ВСЕЙ КРАСОТЕ ПОКАЖИСЬ…

– Чтобы сделать уроки физкультуры интересными, необходима прочная спортивная база, то есть база материальная, – говорит Александр Автономович.  – В 181-й школе, как в то время значилась нынешняя 16-я, кроме футбольного поля тогда ничего особо «спортивного» не было. А я-то  представлял себе условия работы школьного физрука по-другому…

И Александр Автономович с завидной энергией принялся за «реформу» спортивной базы школы. Сложно начать – легче  продолжить: возле школы появились спортивная  площадка, оборудованная нестандартными приспособлениями,  снарядами и устройствами, полоса препятствий и место для прыжков. Инициатору школьной «стройки» помогали дети и родители, способствовала обновлению спортивной базы и администрация учебного заведения. Желаемое становилось реальным.

…Школьные учителя хорошо знают, насколько актуальна проблема детского здоровья. У педагогов, занимающихся физвоспитанием детей, по сравнению с другими учителями-предметниками, есть значимое преимущество. Ведь если решение математической задачи – труд, то волейбол или футбол – игра. Ну а если принять во внимание, что потребность в активном движении у детей куда острей, нежели у взрослых, то обязанности  школьного учителя физкультуры можно считать как будто не такими уж сложными?

— Вот французская пословица: «В человеке прекрасно то, что прекрасно функционирует», — говорит опытный учитель физкультуры. — Спорт  делает человека красивым даже вне зависимости от его природных физических данных, так как придаёт людям настойчивость, смелость, выносливость, укрепляет в них дисциплинированность, наконец, чувство товарищества.

Александр Автономович использует на уроках, бесспорно, эффективный метод поощрения способных ребят, предлагая им продемонстрировать свое умение перед всем классом. Думается, навряд ли этот способ сможет применить, например, учитель математики. Ведь, как сказал какой-то юморист, когда человек что-то делает, это видят все, а когда думает – нет…

Было б, пожалуй,  странным, если бы хороший учитель физкультуры не стремился максимально использовать на своих уроках такой элемент, как наглядность (или, может, лучше сказать зрелищность?). И надо видеть широко открытые глаза (и рты) учеников, когда они, затаив дыхание, завороженно наблюдают за тем, как мастерски управляется их наставник с мячами и гирями, как «работает» на перекладине…

– А вот предъявлять к ученикам завышенные требования означало бы просто-напросто отбивать у них охоту к занятиям физкультурой, – говорит учитель. – А моя-то сверхзадача заключается как раз в обратном.  

«ФИЗРА» ПО НАУКЕ И ПО ДУШЕ

— У детей, понятное дело, способности далеко не одинаковые, – рассказывает Александр Автономович. – Значит, я не имею права одинаково со всех и спрашивать. Представьте, Петя Иванов в начале учебного года прыгает в длину на три-девяносто, а Ваня Петров – всего на два-десять. К концу учебного года Петя улучшил свой результат до четырех метров, а Ваня стал брать три с половиной. Кто из двух мальчиков лучше в течение года работал? Соответственно этому я должен поставить им и отметки в журнал. Справедливо? Думаю, да. И никто из ребят не в обиде. Ни на меня, ни друг на друга.

Если же с подростками заходит речь о вреде курения, учитель может позволить себе «нечаянно» забыть о своем принципе не сравнивать двух разных учеников и для наглядности устроить показательные состязания курящего и некурящего. Говоря к месту, Александр Автономович – потомок староверов (не совсем обычное, «патриархальное», звучание его отчества – отсюда). А это люди, в подавляющем большинстве своем не склонные поступаться собственными убеждениями и всегда считавшие  табак «дьявольским зельем» («Кто курит, тот Святаго духа турит» – сложена у них пословица в поучение молодым). И можно предположить, что завидное упорство в характере Александра Серебрякова – качество наследственное.

— А что? Вполне допустимая вещь, – улыбается Александр Автономович. – Детским годам, проведенным «под крышей дома своего», я обязан многим. Помню, как  поселковые пацаны, совершенно самостоятельно устраивали футбольные чемпионаты, как обутые в валенки с прикрученными к ним веревочкой коньками «рубились» на самодельных хоккейных площадках. Ой, как бывало нас ругали жильцы соседних домов, когда мы в выходной день ровно в семь утра  трубили сбор! Но нам-то интересно было. Тогда же я  начал играть… в школьном духовом оркестре. В общем, сколько себя помню, я всегда был, что называется, в гуще общественной жизни.

…Во время летних каникул учителя физкультуры востребованы в области воспитания и просвещения ничуть не меньше, чем в течение учебного года. А.А. Серебряков постоянно работает в детских летних лагерях.  В том числе работал в   военизированном лагере для трудных подростков. И, кстати, считает, что с этими «трудными» как раз учителя    физкультуры справляются без особого труда. Уж такая у них, у «физкультурников», специфика.

— Если говорить о том, что называется словами «педагогический опыт», у меня его теперь прямо с избытком накопилось, — говорит с улыбкой Александр Серебряков. — В секрете свои находки и соображения ни от кого не держу. В последние десять-двенадцать лет многое  фиксирую в дневниках и журналах. Не раз уже слышал от коллег-педагогов советы над кандидатской диссертацией  поработать. Но у меня недельная нагрузка в школе знаете какая? Так что чувствуешь ты себя как на длинной дистанции. Только бы сил да здоровья хватило. Но я, в общем, жизнью своей доволен. И мне нравится, что она, жизнь-то, есть все сразу – и труд, и борьба, и игра…

Валерий ФОМЕНКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *