Педагогическое кредо

Педагогическое кредо - Ольга Овсянникова с воспитанником

автора

Ольга Овсянникова с воспитанником

То, что ее жизнь и профессия будут связаны с детьми, она знала с детства. Быть школьным учителем – казалось, нет выше предназначения. Однако жизнь повернулась чуть иначе.

Дарить любовь и заботу детям, которые остались без родителей, – вот что оказалось истинным смыслом ее жизни. Уже двенадцать лет Ольга Овсянникова работает воспитателем детского дома №1 в Биробиджане.

После окончания педагогического училища в Николаевске-на-Амуре по распределению она попала в село Ключевое Смидовичского района. Проработав там учителем начальных классов, спустя какое-то время встретила своего будущего мужа Николая. В неспокойные девяностые ему приходилось часто менять работу – он трудился руководителем в сельском хозяйстве. А она, как верная спутница и любящая жена, всегда отправлялась за ним. Когда мужу предложили должность директора совхоза в Найфельде, долго не раздумывая, они переехали в это село. Там Ольга Яковлевна работала заведующей детским садом и параллельно заочно училась в педагогическом институте Комсомольска-на-Амуре. Во время учебы познакомилась с бывшим директором детского дома №1 – Ириной Губенко, которая вскоре предложила ей попробовать себя в роли воспитателя детей-сирот. Она согласилась. 

То, что работа в школе, в детском саду и работа в детдоме – разные вещи, Ольга понимала, однако не представляла, насколько это окажется тяжелее. Сначала думала, что не выдержит, но чем больше проходило времени, чем дольше она общалась с детьми, тем сильнее ощущала с ними связь, прервать которую, как она говорит, уже не имеет права. 

 – Тот, кто пришел сюда работать однажды и смог найти подход к детям, уже не покинет это место, – говорит Ольга Яковлевна.– Но первое время было, действительно, непросто. Наверное, месяца три я думала, что не смогу, уйду. Поначалу мне казалось, что эти обделенные маленькие человечки совершенно другие, что к ним нужно особое внимание, и руководило мною чувство острой жалости. Но со временем поняла – это сильные дети. Будучи закаленными самой судьбой, они в два раза мудрее своих сверстников, даже рассуждают по-взрослому. Они успели много повидать того, чего видеть не стоило бы в их возрасте. Поэтому к ним, кроме жалости, нужно испытывать и нечто другое. Например, уважение. Такие дети должны в первую очередь почувствовать, что ты их понимаешь. 

Сейчас в нашем доме находятся дети до четвертого класса, а раньше были и подростки – старшеклассники. Когда я пришла сюда, мне дали группу уже взрослых мальчишек, отношения с которыми я смогла наладить только благодаря взаимному уважению и доверию. Не только они мне доверялись, но и я им. Обсуждала то, что наболело, и не боялась сказать, что у меня чего-то не получается в работе с ними. Мы вместе это обговаривали и приходили к какому-то решению. А потом мне стало легко, и теперь я иду на работу, как домой.

Воспитатель в детском доме должен помочь детям выполнить домашнее задание, устроить мероприятие, проследить за питанием, внешним видом. Это по должности. В первую же очередь воспитатель – это психолог, педагог, который просто обязан найти правильный подход к каждому ребенку. Любовь и забота – необходимые вещи, которыми должны быть окружены дети. Но и такие понятия, как правила и порядок, тоже должны присутствовать.

– Дети знают, что за проступки они должны отвечать, – говорит Ольга Яковлевна. – Когда кто-либо совершил что-то нехорошее, я всегда разговариваю с этим ребенком как со взрослым и добиваюсь того, чтобы он сам признал свою оплошность и исправил ее. Когда я только пришла, боялась от них что-то требовать, но потом поняла – без этого никак. Каждый ребенок должен знать, что можно, а что нельзя. Это его мобилизует, делает ответственным и сдержанным, а подобные качества необходимы в дальнейшей жизни. Когда детки только поступают к нам,  особенно из реабилитационного центра, я стараюсь делать так, чтобы они сначала отогрелись душой, многое прощаю им, но со временем, когда ребенок осваивается, объясняю, что здесь есть правила, которые должен выполнять каждый. Что у всех есть не только время на игры и развлечения, но и свои обязанности. Это нужно, чтобы в дальнейшем детки стали достойными людьми. 

Нужные методы и приемы в воспитании детей Ольга Яковлевна нашла не сразу. Многое она переняла у своих наставников. С теплотой вспоминает старших коллег, которые помогали ей, направляли, советовали. Именно они и помогли подобрать тот ключик к детям, которым она пользуется по сей день. Ирина Селина и Галина Акулова – педагоги от Бога, считает Ольга Яковлевна. Их уже давно нет в живых, но их педагогическими подходами воспитатели пользуются до сих пор. То, что Ольга Яковлевна взяла от своих наставниц, теперь она передает другим, более молодым воспитателям. 

– Моя напарница Виктория Михайлова – золотой человек, в котором я нашла родственную душу, – рассказывает воспитатель. – Мы с ней работаем вместе на группе. А в нашем деле очень важно, чтобы два человека работали в унисон. Когда в среде воспитателей царят мир и согласие, тогда и дети это чувствуют, становятся более доверчивыми. Кроме этого, я всегда могу рассчитывать на помощь других коллег, обращаюсь к ним с любой проблемой и получаю дельный совет.

Как рассказывает Ольга Яковлевна, работать в детдом приходят многие, но выдерживают не все. Кто-то уходит сразу после стажировки, потому что ответственность в работе с брошенными детьми огромная. Впрочем, даже те, кто уходит, долго не могут забыть это место, постоянно звонят, интересуются, как поживают дети.

– Чистый, открытый детский взгляд мало кого способен оставить равнодушным, – говорит моя собеседница. – Часто мы, работники детдома, берем детей к себе. Мы с мужем тоже усыновили ребенка. Другая моя коллега, будучи уже в пенсионном возрасте, сумела добиться разрешения взять ребенка к себе. Но всех не заберешь, и даже дети это понимают и не обижаются, а просто ждут, каждый день ждут, что за ними придет мама.

Этот взгляд, о котором говорит Ольга Яковлевна, не отпускает ни на минуту. Даже дома – разговоры о работе. Ее муж, понимающий и чуткий человек, разделяющий ее любовь к детям, всегда поддерживает жену в трудные минуты. Особенно нужна поддержка, когда выпускается ее группа, когда дети переходят в другой детский дом.

– Такое горькое чувство охватывает, когда понимаешь, что дети уходят, по сути, в совершенно другой, новый, взрослый мир, который не всегда дружелюбен и приветлив, – делится воспитатель. – После ухода от нас они попадают в среду взрослых детей, которые могут их поломать под себя. Поэтому своей главной задачей я считаю в первую очередь воспитание в детях человека с большой буквы, который способен твердо стоять на ногах, быть сильным и при этом не ожесточиться. Моя работа – сделать их лучше. И я вижу, что это получается. Мои детки ласковые, добрые и открытые люди. Желаю им только одного – не растерять этих качеств в будущем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *