Пейзаж как состояние души

Пейзаж как состояние души

Фото Олега Черномаза и из открытых источников

В Областном музее современного изобразительного искусства открылась выставка под названием «Пленэр Евразия. От Атлантики до Тихого океана»

Восемьдесят своих  полотен представляет известный хабаровский живописец Алексей Авдеев. В экспозиции – пейзажные работы, написанные только за два последних года. Это виды Хакасии и Бурятии, городов Выборга, Орши, Твери и других.

Посетители музея смогут познакомиться с пейзажной живописью, хотя Алексея Авдеева нельзя назвать только пейзажистом, он работает  в жанре портрета, пишет картины на батальные и исторические темы.

Интересно, что в детстве Алексей не мечтал быть художником, а рисовать начал, когда проходил срочную военную службу в пограничных войсках. Затем он получил художественное образование в университете и вскоре встал в один ряд с ведущими художниками города Хабаровска.

На выставке представлены пейзажи так называемых ходовых размеров, хотя у художника есть большие по величине картины. Такую, к примеру, он написал для китайской национальной галереи в Пекине. Перед отправкой в Поднебесную художник решил выставить полотно в Хабаровской художественной галерее. Оно оказалось настолько большим, что не проходило в дверной проем мастерской. Пришлось распилить подрамник, сложить картину, как книжку и таким образом везти ее в галерею. В средствах массовой информации тогда сообщили, что «известный художник распилил картину стоимостью в триста тысяч рублей».

На выставке в Биробиджане представлены как этюды, так и законченные полотна. Объединяет их то, что все работы писались на пленэре – то есть с натуры на открытом воздухе. Некоторые полностью создавались на природе,  работа над другими начиналась на пленэре, а заканчивалась в мастерской. Поэтому в названии экспозиции стоит слово «пленэр».

Художник в своих работах мастерски строит композицию. Есть такие места, где глазу не за что зацепиться. К примеру, перед вами лишь уходящее за горизонт поле, ровное, как стол. Нет ни деревца, ни кустика, ни речушки. Но Алексей Авдеев смог так построить композицию этого невыразительного вида, что получилась очень интересная работа «Пшеничное поле у Великого»: художник сделал акцент на изображении неба.

На многих работах Авдеева небо полно внутренней динамики, в некоторых композициях оно занимает больше половины изображения. Беспокойно клубящиеся облака теплым цветом контрастируют с плотной зеленью и холодными фиолетовыми тенями («Волга-матушка», «Облака в Выборге»). На других работах пронзительная небесная синева подчеркивает теплоту белых стен и золотых куполов («Август в Орше»).

Польский художник Ян Цыбис сказал: «Легче попасть на небеса, чем написать их». Алексей Авдеев своими работами опровергает это утверждение.

Заметно тяготение художника к изображению широких картин русской природы, к эпически величавым образам. И тут же – работы, в которых он передает тихую незаметную прелесть родных мест. В полотнах «Белоруссия», «Саяны» он создает образы большой эпической силы и подлинно монументального звучания. В работах «За околицей», «Дворик старого полковника» мы видим совсем иное: скромные незаметные уголки природы, где художник нашел поэтическую красоту в самых простых и обыденных мотивах.

Алексей Авдеев считает, что настрой картины зависит главным образом от того, как отдельные цвета взаимодействуют на полотне друг с другом.  Вот на картине «Поля, поля» шумит зеленой листвой одинокая береза. А ведь листва на ней написана в основном мазками, близкими к оранжевому цвету, но кажется она зеленой. Это не фокус, а мастерство художника.

Художник Авдеев обладает чувственным восприятием самых тончайших нюансов цвета. Это позволяет ему добиваться исключительно верных тонов при написании работ, что порождает ощущение подлинности цветовых эффектов.

С работами Алексея Авдеева может познакомиться всякий, кто посетит художественный музей. И тогда каждый сможет составить свое особое мнение о работах художника, но, уверен, оно будет положительным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *