Пенсионная перезагрузка

Пенсионная перезагрузка

Селекторная пресс-конференция «О стратегии развития пенсионной системы до 2030 года» прошла в областном отделении Пенсионного фонда России

В прямом включении с Москвой журналисты 14 краев и областей России, в том числе Еврейской автономной области, задали московским чиновникам по одному вопросу. Ответы и разъяснения давали статс-секретарь, заместитель министра труда и социальной защиты РФ Андрей Пудов и председатель Правления ПФР Антон Дроздов.

Вопросы касались разработанного к 1 октября проекта долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года. В нем определены основные задачи по ее реформированию, а также механизмы государственной пенсионной политики. Время корректировать проект еще есть — до 15 декабря этого года, но в общих чертах стратегия останется такой же.

Как рассказал Антон Дроздов, она содержит основные сбалансированные подходы к реформированию пенсионной системы, которые в ближайшее время должны быть приняты в виде нормативных документов. Он также внес пояснения по поводу необходимости новой пенсионной реформы.

— Средний размер трудовой пенсии по старости в Российской Федерации в 2012 году составил 9706 рублей, — сказал председатель Правления ПФР. — Коэффициент замещения трудовой пенсии по старости в 2002 году составлял 34 процента, к 2007 году он снизился до 25 процентов, а к 2012 году увеличился до 36,8 процента. Вместе с тем, в рамках пенсионной системы не достигнут требуемый международными стандартами коэффициент замещения с учетом обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Существует и необходимость реформирования долгосрочных пенсий, их накопительной составляющей. Если же этого не делать, то к 2030 году пенсии будут не расти, а наоборот — падать из-за неминуемого дефицита пенсионного фонда.

Антон Викторович отметил, что сегодня люди, имеющие стаж пять и сорок лет, могут получать практически одинаковую пенсию. Справедливость же, по его мнению, будет заключаться в прямой зависимости пенсии от стажа — чем больше стаж, соответственно, тем больше пенсия.

Журналистку хабаровской газеты «Тихоокеанская звезда» Елену Ищенко интересовало, будет ли период послеродового отпуска по уходу за ребенком учитываться при исчислении стажа для назначения трудовой пенсии женщинам. «Не придется ли им, достигнув пенсионного возраста, дорабатывать трудовой стаж? Не являются ли данные нововведения завуалированным повышением пенсионного возраста?» — спросила корреспондент. И получила исчерпывающий ответ: «Уход за ребенком относится к тем социально-значимым периодам, которые будут засчитываться в стаж. При этом общеустановленный возраст выхода на пенсию мужчин в 60 лет и женщин в 55 лет менять не планируется».

Пенсионная система должна обеспечить размер трудовой пенсии, адекватный среднему заработку работника, который у него сложился в рабочий период, размер пенсионных выплат не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. Кроме того, предусмотрена реализация в России трехуровневой модели: трудовая пенсия (государственная), корпоративная и частная. Трудовая пенсия формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня и должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40 процентов. Корпоративная — формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это еще 15 процентов от утраченного заработка. Частная пенсия формируется самим работником. Это может дать еще до пяти процентов утраченного заработка.

К ключевым моментам проекта относятся: совершенствование тарифно-бюджетной политики, преобразование института досрочных пенсий, реформирование накопительной составляющей пенсий, развитие системы корпоративного пенсионного обеспечения.

В отношении досрочных пенсий предлагается в 2013 году увеличить для работодателей тариф страховых взносов в ПФР за работников, занятых на вредных и опасных производствах — на четыре процента и два процента соответственно, в 2014 году — на шесть процентов и четыре, в 2015 году на девять и шесть процентов. Параллельно с введением дополнительного взноса предлагается создать механизмы вывода работников, которые уходят на пенсию досрочно, в корпоративную пенсионную систему. Нормативная база для таких пенсионных программ будет создана, а у работодателей, создавших системы для обеспечения досрочных пенсий, повышенный тариф будет передаваться в корпоративные программы.

Что касается накопительной системы, то здесь застрахованным лицам предоставляется право самостоятельного выбора — получать государственную пенсию или обеспечивать свой будущий доход в рамках накопительной системы. Предлагается комплекс мер, направленных на поэтапный переход на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение. При этом работник должен будет самостоятельно уплачивать 2% от заработной платы в дополнение к взносам работодателя.

Стратегию предполагается реализовать в три этапа: первый приходится на 2013-2015 годы, второй этап — 2016-2020 годы и третий — на время до 2030 года.

В процессе ее реализации планируется обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа справедливости. В результате сформируется понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *