Перспективы зависят от нас самих

Перспективы зависят от нас самих

Олега Черномаза

В рамках научно-практической конференции состоялось заседание секции «Еврейская история, культура, традиции: прошлое, настоящее, будущее»

О наболевшем

Заседание проходило в шаббатном зале общины «Фрейд». Руководили секцией  кандидаты наук Валерий Гуревич и Борис Голубь, а ее участниками были главным образом не ученые, а практики. На мой взгляд, ценно то, что выступления участников были и содержательными, и эмоциональными. Это в большей степени относится к обсуждению сегодняшнего положения дел. Те, кто представил исторический материал, вызывают огромное уважение своим стремлением докопаться до  истины, донести до нынешних поколений то, что происходило в годы становления ЕАО.

Молодой раввин ЕАО Эли Рисс, руководитель еврейской национально-культурной автономии Биробиджана Наум Ливант, заместитель главного редактора «Биробиджанер штерн» Анатолий Рабинович горячо говорили о  проблемах  привлечения молодежи в общину «Фрейд», развития и пропаганды еврейской культуры, сохранения языка идиш. И не только убеждали собравшихся в необходимости перемен, но и высказывали конкретные предложения по  их решению.

Главный раввин области признался, что приехал после учебы в Биробиджан, хотя мог выбрать еврейскую общину США либо остаться в Москве, с определенной целью — развить общинную жизнь, привлечь к ней молодежь. В связи с этим он привел один характерный пример.

— В США в маленьком городке, думаю, не больше Биробиджана, правительство города поняло, что молодежь уезжает оттуда, и через несколько лет там не будет молодых. Что оно сделало? Вложило все средства в образование. Через несколько лет  выяснилось, что молодые люди перестали уезжать в другие города, и таким образом город стал развиваться. Что касается Биробиджана  — еще пять лет назад многие юноши и девушки уезжали отсюда, а сейчас немало тех, кто остается жить здесь. Это хорошо — значит, у города и общины есть будущее, — считает Эли Рисс. —  Но при этом еврейская молодежь  Хабаровска примерно на 80 процентов состоит из биробиджанцев. Почему? Сколько молодых людей ходит в нашу общину и  синагогу?

Раввин считает целесообразным использовать  опыт московского еврейского общинного центра, где ставится определенная  цель на каждый год.  Идея Эли — в ближайший год направить все усилия на обучение еврейской традиции, чтобы будущие поколения знали еврейские обряды,  свой язык — язык своих предков.

— Сегодня общину посещают в основном люди пожилого возраста. Если так будет продолжаться дальше, кто придет сюда через несколько лет? — высказал свою тревогу раввин. — Вы можете сказать, что это моя задача — привлекать молодежь. Нет, это наша общая задача. Давайте этот год вместе всеми силами, как в  том американском городе, возьмемся за еврейское образование. Не обязательно религиозное, но еврейское, чтобы люди знали свои корни.

По мнению другого участника конференции, Наума Ливанта, необходимо пропагандировать еврейскую культуру за пределами области.

— Это нужно, чтобы о нас знали, чтобы область была еврейской не только по названию. Нужно заявлять о себе, — высказался он.

Руководитель  общественной организации «Еврейская национально-культурная автономия  Биробиджана» считает, что творческие  коллективы, как профессиональные, так и непрофессиональные —  ансамбль скрипачей, театр «Когелет», ансамбль «Новый Вавилон», «Алэ инейнэм», детские танцевальные и вокальные коллективы — должны получить развитие. Нужны определенные средства на костюмы, музыкальные инструменты, гастроли. Театр должен показывать свои спектакли не только в Биробиджане. Пока же «Когелет», по его словам, влачит жалкое существование, хотя коллективу народного еврейского музыкального театра есть что показать.

Наум Ливант в своем выступлении коснулся и другой, не менее животрепещущей темы -интереса к еврейской жизни в Биробиджане.

— Известно, что нас с вами изучают Европа, США, центр России. Как-то предвзято изучают, особенно те, кто приезжает сюда из-за рубежа. Снимают фильмы, но или мы их не видим,  или в них показывают то, что гости хотят здесь увидеть, а не то, что есть на самом деле. Почему бы не создать собственный полнометражный фильм о состоянии культуры, экономики, социальной сферы области и продвинуть его на всероссийский и международный фестивали?

Анатолий Рабинович, сообщение которого было посвящено развитию языка идиш в ЕАО, тоже говорил о наболевшем. Идиш, который еще два-три десятилетия назад в Биробиджане можно было услышать повсюду, теперь преимущественно звучит лишь со сцены, да еще в нескольких учебных аудиториях.

— Отказывая идишу в его праве на существование в Еврейской автономной области, мы совершаем предательство, если не святотатство, — сурово оценил оратор происходящее с языком. И эмоционально пояснил свою позицию: «Многие из тех, кто в глухой тайге строил наш любимый город Биробиджан, создавал первое в мире государственное образование трудящихся евреев, знали и любили идиш». Но в данном случае дело не в эмоциях, а в объективности оценки. Можно восхищаться подвижничеством педагогов детского сада № 28 и средней школы № 23, которые учат детей идишу, и это будет справедливо. А можно возмутиться, что и сделал выступающий, —  почему у нас всего один такой детский сад, одна такая школа? Почему с 2008 года Приамурский государственный университет прекратил набор студентов на специальность «Учитель английского языка и языка идиш»? При этом, заметил заместитель главного редактора нашей газеты, в этом вузе существует центр изучения идиша,  который свои конференции проводит от случая к случаю.

Мнение Анатолия Рабиновича — нужна областная целевая программа по возрождению языка идиш. Потому что в основе любой культуры  и еврейской, в частности, лежит язык, а не наоборот.

И на практике, и в теории

Известные именно своими «еврейскими» работами художник Владислав Цап и дизайнер Виктория Демихова на конференции предстали в новом для себя качестве исследователей.

Выступление Владислава Цапа было посвящено еврейскому изобразительному искусству, само существование которого является дискуссионным, а сообщение Виктории Демиховой раскрывало тему «Еврейский мир глазами биробиджанских художников». И то, и другое сообщение вызвали неподдельный интерес участников секции, потому что продемонстрировали профессионализм авторов и глубокое знание темы. Виктория Демихова рассказала о выставочных и издательских проектах, в том числе таком неординарном, как альбом «Тайна еврейской буквы», созданном представителями четырех национальностей. Коснулась она и коллекции музея современного изобразительного искусства «Ветхий Завет глазами современных художников», отметив, что это первое собрание произведений на эту тему в России. Приезжим участникам секции, а это представитель  китайской провинции Лобэй Сунь Ляньчан, представитель Российского еврейского конгресса, директор  московского музея истории евреев Александр Энгельс и другие, биробиджанцы сразу же адресовали практические вопросы: когда будет официальное открытие еврейского центра в Миньшане, возможно ли проведение виртуальных экскурсий по залам московского музея и другие.

Сопредседатель секции Валерий Гуревич заметил, что одна из задач лаборатории ИКАРПа, которой он руководит, — создание в Биробиджане подобного рода полноценного музея еврейской истории, который можно будет использовать и как туристический объект, и как просветительский. Несомненно, что в нашем городе собираются использовать опыт московского музея и сотрудничать с ним в дальнейшем.

Даже знатоки истории области немногое могут рассказать об Александре Бахмутском, возглавлявшем обком партии в годы войны и первые послевоенные годы. Иосиф Бренер подготовил к печати монографию о руководителе области и познакомил коллег с некоторыми фактами из жизни этой неординарной личности, а также высказал свои выводы о его роли в истории ЕАО. Тема его сообщения — «А.Н. Бахмутский. Вторая попытка возрождения ЕАО».

Оказывается, Александр Бахмутский пост первого секретаря обкома  партии занял в 32 года, это был самый молодой руководитель области. Он не имел образования, но имел опыт партийной работы и был необыкновенно деятельным, кроме того, взял на вооружение опыт своего предшественника. В 1946 году в Москве он заявил, что область может  быть преобразована в автономную республику. Позже это заявление сыграло роковую роль — его обвинили в  антисемитизме.

Заслуга Бахмутского — создание  детских  домов в области, развитие еврейской культуры, открытие отделения Географического общества. По инициативе обкома партии центральную улицу города переименовали  в улицу Шолом-Алейхема, был создан областной научно-технический совет. Кстати, инициатором проведения фестивалей еврейской культуры тоже был Бахмутский. Это было, считает Иосиф Бренер, возрождение биробиджанского проекта. Однако в 1948 году начались репрессии, Бахмутского арестовали и приговорили к расстрелу, который затем заменили на 25 лет тюрьмы. Этим закончилась попытка второго возрождения  ЕАО. После смерти Сталина Бахмутский вышел из  тюрьмы и был реабилитирован.

Ольга Журавлева, Светлана Скворцова и другие участники секции «Еврейская история, культура, традиции: прошлое, настоящее, будущее» также представили сообщения, касающиеся истории нашей области.

Делай сам

Если говорить об общих моментах, то одним из таковых стала тема изучения Холокоста, об этом говорили Александр Энгельс, Татьяна Файн, Лилия Комиссаренко, Софья Кириллова.Komiss

Поскольку в разговоре о еврейской истории, культуре, традициях в основном принимали участие практики, то  вполне естественно прозвучали их рекомендации, в том числе о создании в Биробиджане самостоятельного музея истории еврейства, о необходимости изучения идиша в Приамурском университете им.Шолом-Алейхема, приоритетном развитии еврейской культуры. Было предложено отдельной брошюрой издать материалы секции (они есть в общем сборнике, выпущенном к конференции), возродить деятельность Еврейского народного университета, принять областную целевую программу развития еврейской культуры и ряд других.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *