Первый учебник и первый урок

Первый учебник и первый урок - Первоклассники

Фото автора

Первоклассники

5 октября в нашей стране отмечается День учителя. Этот день стал праздником не только для работников образования, но и для учащихся, и для всех нас – ведь все мы когда-то ходили в школу

Хорошо помню свой первый школьный день. Родители одели меня в новенькую форму, дали в руки завернутый в газету букет георгинов, и я с гордостью направился к учебному заведению, которое облученцы называли конюшней. Наша начальная школа находилась в одноэтажном деревянном здании барачного типа (поэтому и получила свое название), воду для питья уборщица приносила из ближайшего колодца.

Я был похож на маленького серенького  солдатика. У всех мальчиков были серые гимнастерки, опоясанные ремнем, такого же цвета брюки и фуражка с кокардой.  Кокарда напоминала какой-то натюрморт из лавровых листьев с буквой «Ш» посередине.

Проходил я в этой форме всего год. В 1963 году ее отменили, и мальчишки стали одеваться кому как вздумается, с учетом финансовых возможностей их родителей. Единственным условием было наличие белого воротничка. Белый чехольчик пришивали к воротнику рубашки любого цвета.

2 "б" класс. г. Облучье. 1964 г. Я в первом ряду в центре. Школьную форму для мальчиков уже отменили.
2 «б» класс. г. Облучье. 1964 г. Я в первом ряду в центре. Школьную форму для мальчиков уже отменили.

Девочкам повезло меньше. Они носили форму, образцы которой были утверждены в Российской империи еще в 1886 году. Эта форма-долгожительница  просуществовала в нашей стране более ста лет. Она представляла собой коричневое платье с черным фартуком. В праздничном варианте формы черный фартук заменялся на белый.

Портфели у всех были одинаковые. Они могли только слегка различаться по цвету: от коричневого до черного. Некоторые мальчики носили за спиной ранцы – жесткие коробки из искусственной кожи.

Чем только не наполняют свои рюкзаки нынешние школьники! Раньше все было просто, у всех учеников были совершенно одинаковые школьные принадлежности. Нередко, чтобы определить, где чей портфель, приходилось открывать его и читать фамилию на обложке тетради.

Содержание портфеля первоклассника выглядело так: букварь, учебник арифметики, счетные палочки, касса букв и цифр и деревянный пенал. В пенале были ручка, запасное перышко, перочистка, карандаш и одна-две резинки. Еще к ручке портфеля привязывался маленький мешочек с чернильницей-непроливайкой.

Когда мальчишки лупили портфелями своих одноклассниц (удары портфелем и дергание за косички были способом ухаживания тех лет), чернила из непроливайки выплескивались. Эти неудобства мы терпели всего месяц, потом нам разрешили оставлять чернильницы в классе, в специальном ящичке, и каждое утро дежурный расставлял их по партам.

Обложек для учебников в те годы не было, книги обворачивали старыми плакатами или просто газетой. Да, газету не только читали, она еще служила хорошим оберточным материалом, например, в нее заворачивали школьные обеды. В нашей школе столовой не было, и еду, завернутую в газеты, приносили из дома. На большой перемене раздавалось дружное чавканье, прерываемое просьбами «дай сорок», что означало «поделись вкусненьким».

Обычный обед состоял из пары картофелин, хлеба с маслом, иногда приносили котлеты, чаще – китовые: тогда в магазинах продавалось дешевое китовое мясо, оно, помню, было жестким, но котлеты из него получались неплохие.

Тетради для первоклашек были в клетку – для арифметики и в косую линейку – для грамматики и чистописания. В каждую тетрадку была вложена промокашка. На страницах, в двух сантиметрах от края листа, находились поля. При письме  «заходить» за поля категорически запрещалось.

Часто тетради в клетку продавались без полей, и тогда ученики или их родители сами чертили эти полоски.

Писали на уроках перьевой ручкой. Нужно было следить не только за правильностью начертания букв, но и за нажимом пера в той или иной части линии. От нажима зависела толщина линии. Считается, что благодаря применению перьевых ручек, у первоклашек вырабатывались навыки красивого письма с правильным наклоном, нажимом, давлением на перо. Не всем удавалось содержать тетрадки в чистоте. Чернильные кляксы в тетрадях были обычным явлением. Вспомните, как изображались двоечники в старых мультфильмах: их руки и даже носы были измазаны чернилами. Так, в «Мойдодыре» неряшливый герой был украшен кляксой под носом.

«И клякса черная, как жук, с конца пера сползает вдруг» – так описывал страдания школьника Сергей Михалков. Пожалуй, ни один детский писатель не обошел в своих произведениях тему клякс. О них писали и Николай Носов, и Агния Барто, и Виктор Драгунский. Советским школьникам рассказывали, как маленький Ленин посадил кляксу на последней странице тетрадки и переписал всю тетрадь заново.

Писать буквы нас учили несколько иначе, чем сейчас. К примеру, заглавная «А» выводилась в три приема, а теперь – в один, к тому же, нельзя было вести перо снизу вверх. Шариковой ручкой писать гораздо быстрее и удобнее, хотя, возможно, буквы получаются менее красивыми. Я и теперь могу, если постараюсь, красиво вывести буквы пером, но при обычном письме шариковой авторучкой у меня на редкость отвратительный почерк.

Ученикам разрешали писать только пером №11. Это было самое тонкое перышко, которое еще называлось «звездочка». Разным номерам перьев в народе давались свои названия: «скелет», «лягушка» и так далее.

Старшеклассники писали наливными авторучками. Шариковые ручки появились в конце 1960-х годов. Стоили они, как сейчас помню, 70 копеек. Столько же стоила чернильная авторучка или семь билетов в кино.

Знаете ли вы, что такое перочистка? Это сшитые по центру три-пять кружочков ткани. На перочистку, как на подушечку, клали  перо. Это делалось для того, чтобы не марать чернилами парту. Но все равно наши парты были в чернильных пятнах, исписанные надписями, изрисованные различными рисунками. Учились мы в две смены, и поэтому нашим учителям было нелегко найти автора рисунков, зачастую неприличных. По окончании каждой учебной четверти парты отмывались от клякс, надписей и рисунков. Отмывали их сами учащиеся при помощи обычной соды.

Резинки были двух видов: белые и красные. Белыми стирали карандашные линии, а красными – чернила. Красная резинка стирала не чернила, а верхний слой бумаги: несколько энергичных движений – и в тетрадке появлялась дырка.

Сейчас все будущие первоклассники умеют читать. Из моих одноклассников подготовленным к школе был только один ученик – Сашка Щербаков. Он на зависть нам мог читать по слогам. Большинство же учащихся (в том числе и я) до школы не знали ни одной буквы.

Кому из нас не знакомо чувство ностальгии, когда хочется вернуться в то время, окунуться в школьные годы. Вы думаете – я стану изливать тоску по прошедшему детству и жалеть нынешних учеников, которым не довелось быть счастливыми советскими школьниками?

Да, я убежден, что наше детство было интереснее. Сейчас нет тех шумных игр, я не вижу, чтобы для игры в одну ватагу собирались десятки мальчишек и девчонок. Но я убежден и в другом – в школе сейчас учиться интереснее, чем в прежние годы.

У меня была замечательная первая учительница Валентина Андреевна Медведева. Мы ее очень любили и побаивались. Нынешние первоклашки не робеют перед учителями, они менее закомплексованные. Детей теперь не наказывают. Не подумайте, что нас в школе били (хотя линейкой по рукам иногда доставалось), но в угол ставили часто. Еще нас учили тихо садиться за парты, не хлопая при этом крышками парт. По команде учителя «Сидеть! Стоять!» мы по нескольку раз поднимались и снова садились. Могли весь класс за какую-либо провинность оставить после уроков стоять по стойке «Смирно!». А уж если уборщица не била расшалившихся мальчишек половой тряпкой, то ей не место было в советской школе.

Мои школьные годы были чудесными, но я почему-то завидую своей внучке. Она учится совсем в другой школе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *