«Петр Первый»

«Петр Первый» - Н. Симонов (справа) в роли Петра и М. Жаров (слева) в роли Меншикова.

Иллюстрация из книги «Жизнь. Театр. Кино».

Н. Симонов (справа) в роли Петра и М. Жаров (слева) в роли Меншикова.

Восемьдесят лет назад, в 1936 году, закончилась работа над сценарием исторического фильма «Петр Первый» и начались отбор и пробы на главные и второстепенные роли будущей картины

Право поставить фильм получил известный к тому времени режиссер Владимир Петров. У него уже был опыт постановок запоминающихся фильмов. В частности, одной из выдающихся работ Петрова стала экранизация пьесы Островского «Гроза». Кстати, после «Петра Первого» он продолжил историческую тему и снял фильмы «Кутузов», «Сталинградская битва», а также вышел на экраны замечательный фильм «Поединок» по Куприну.

Владимир Петров четыре раза награждался Сталинскими премиями, а в 1950 году получил звание Народного артиста СССР.  Скончался Владимир Михайлович в 1966 году в возрасте 70 лет.

Одну из главных ролей в «Петре Первом» – Александра Меншикова – получил уже тогда известный актер Михаил Жаров. О том, как снималась эта лента, кто в ней участвовал, он рассказал позже в своих мемуарах «Жизнь. Театр. Кино», вышедших в Москве в 1967 году. Ниже будут использованы фрагменты из этой книги.

Михаил Жаров в 1930-х годах активно работал в театрах им. Мейерхольда и Камерном. Также снимался – сначала в немых, а потом в первых звуковых фильмах. Режиссер Владимир Петров ставил с его участием «Грозу» и, готовясь снимать «Петра Первого», пригласил Жарова на роль светлейшего князя Меншикова. По словам актера, это было так: «Я вошел в кабинет       В. Петрова. Теперь на стенах у него в кабинете висели не эскизы к «Грозе», а портреты Петра I. Их было очень много, все разные и все непохожие один на другой, хотя что-то общее их всех объединяло, – по-моему, усы.

Состав группы актеров говорил о том, что такой картины по масштабу работы и размаху организации на студии еще не было. Комнаты были заполнены рисунками, эскизами художников, подлинными вещами петровской эпохи, орденами, взятыми из музея. На столе валялось оружие, у стены стояли мушкеты. Со всего снимали образцы для передачи в пошивочные, гримерные и бутафорские цеха. Все требовалось для картины в сотнях и тысячах штук».

Добивались полной достоверности событий

Кроме всех названных реквизитов следовало включить в состав массовых и батальных сцен несколько сот бойцов и командиров Красной армии, которым надлежало играть роли русских солдат и офицеров и их противников – шведов. Из музеев были свезены к съемочной площадке все имевшиеся в наличии пушки Петровской эпохи. При этом они должны были стрелять настоящими ядрами, правда, со слабыми зарядами, которые в отличие от боевых ядер не взрывались при падении на землю, а лишь с шипением вращались.

Кроме пехотных частей в массовках участвовали красноармейцы нескольких конных подразделений со своими лошадьми. Само собой выполняли свою работу пиротехники.  Режиссер В. Петров добивался полной достоверности батальных событий, которые произошли в период войны с иноземцами.

Съемки шли с участием Толстого

В период подготовки к съемкам подбирались кандидаты на роль Петра. При этом в обязательном порядке присутствовал автор романа «Петр Первый» знаменитый писатель Алексей Толстой. Вот как это описано в мемуарах М. Жарова:

«На роль Петра, – писал он, – было представлено двенадцать–пятнадцать актеров. Их подгоняли по гриму к висевшим портретам, и даже некоторые были очень похожи, но А. Толстой, как только увидел пробу Симонова, воскликнул:

– Вот это Петр! Не правда ли? Ну, конечно, он!.. Утверждаю.

– Но знаете ли, – возразил ему один из консультантов, – он единственный актер, который не похож ни на один из двадцати пяти портретов Петра!

– Неважно, – сказал Толстой, – если Симонов сыграет его ярко и интересно, – а по кинопробе я вижу, что он Петра сыграет именно так, – то запомнят его. Это и будет двадцать шестой портрет, потому что, вспоминая Симонова, будут представлять себе Петра».

Второй главной фигурой фильма «Петр Первый» является, конечно же, светлейший князь Меншиков в исполнении самого Жарова. Если в отношении Симонова были некоторые сомнения по поводу его портретной схожести с Петром, то насчет Жарова мнения были едины: да, это настоящий Александр Данилович Меншиков, правая рука государя. В этом фильме многие зрители увидели очень милую и очень красивую Аллу Тарасову, сыгравшую роль Марты Скавронской, ставшей женой Петра, а после его кончины – русской императрицей.

«Ура! Мы ломим; гнутся шведы»

Одним из центральных эпизодов киноэпопеи «Петр Первый» стало сражение русской армии со шведами под Нарвой.

«Снимали натуру под Ленинградом. В озерках между двумя холмами были построены крепостные ворота, башня и стены города. Слева, на фоне воды, высилась шведская осажденная крепость. На зубчатых стенах  ходили солдаты, пушкари изредка производили выстрел из крепостного орудия, и «чугунное» ядро, пролетев метров двадцать, «хлопалось» среди наступавших петровских пехотинцев. Через глубокий ров был перекинут цепной мост. Съемки  шли у ворот крепости, снимали шведов, готовившихся отразить атаку драгун. Справа, за холмистыми дюнами, спрятаны были драгуны Меншикова.  Они были спокойно заняты своими делами: кто лежал прямо на земле, кто читал «Комсомольскую правду» (солдаты молодые), а кто просто покуривал. Жизнь шла, как на настоящем бивуаке. Но вот начались съемки. Раздалась команда: «Моторы! Начали». Драгуны в полной боевой готовности. Кони стоят, перебирая ногами. Серый красавец, на котором сидел Меншиков, заржал. Светлейший, похлопав коня ласково по холке, быстро поднялся на стременах. Стало тихо. И вдруг истошно: «Солдаты! В крепости вино и бабы! Даю три дня на разгул. Вперед! За мной! Ура!»

Прозвучал сигнал горна, и драгуны, обогнув холм и вынув сабли, вышли на оперативный простор. С криками «Ура! Ура! Ура!» рванулась красномундирная лавина по прямой – к перекладному мосту. Со стены крепости раздались залпы, и круглые, как футбольные мячи, ядра, шипя и вертясь, стали плюхаться среди всадников Меншикова.

Меншиков, поймав летящее прямо в него ядро, лихо развернул руку и с ходу бросил его назад, на мост, в группу шведов. Шведы, прячась, сломали строй, и Меншиков первым стремительно врезался в неприятельскую пехоту, охранявшую ворота. Смяв охрану, драгуны, рубя саблями направо и налево, устремились через ворота в крепость…

Возбужденный, с горящими глазами Меншиков опять поднялся на стременах и охрипшим голосом крикнув: «Ура! Вперед!», дал шпоры. Крепость была взята…»

Фильм снимался более двух лет. Алексей Толстой проводил множество дней на съемочной площадке, был в дружеских отношениях со многими ведущими артистами. Практически на равных с режиссером картины В. Петровым, который высоко ценил участие писателя в создании фильма, автор «Петра Первого» особо выделял игру Жарова. После съемок атаки он воскликнул: «А Меншиков-то каков? Красавец!».  Потом крепко обнял актера и сказал: «Спасибо, дорогой! Хорош… Настоящий Алексашка».

Выпуск первой серии фильма «Петр Первый» был огромной удачей советского кино. Залы были переполнены. Критика была обширная и разнообразная. Образ Петра, созданный Н.  Симоновым, был отнесен к явлениям мирового актерского мастерства. Позже, в 1938 году, в одной из центральных газет промелькнула заметка: «Между прочим,     «Петр I» – первый советский фильм, который смотрел в Белом доме президент США Рузвельт».

По случаю 20-летнего юбилея киностудии «Ленфильм» были награждения орденами работников кино, в том числе и участников работы над картиной «Петр Первый». Присутствовал на награждении А. Толстой. Он в своей теплой речи, обращенной ко всем кинематографистам, сказал: «Я всегда горячо верил и любил творческий коллектив «Ленфильма» и не ошибся, когда заявил, что первые съемки «Петра» дают мне возможность сказать: «Я спокоен за судьбу картины!»

Говорил он сердечно и взволнованно: – Спасибо за труд вложенный, за сердца горячие и за ум, все постигающий. Про таланты я уж и не говорю!» – И он махнул рукой в сторону актеров.


Подготовил Виктор Горелов

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *