По еврейским местечкам Польши

По еврейским местечкам Польши

Агата Максимовская делится своими впечатлениями от туристической поездки «По следам польского хасидизма»

В Польше есть десяток местечек, связанных с хасидским движением. К ним относятся, например, Лежайск, Ропчице, Рыманув, Леско, Ланьцут, Люблин, Тарнобжег и другие. Каждое из них прославилось благодаря цадикам — хасидским духовным наставникам, когда-то там жившим.

Сегодня Фонд сохранения еврейского наследия в Польше (FODZ) предлагает специальный маршрут, позволяющий совершить туристическую поездку «По следам польского хасидизма». Кроме туристов, эти места часто посещают евреи, чьи предки жили когда-то на этих землях. Среди них есть, конечно, и современные хасиды.

Почему эти земли? Социальные, политические и экономические изменения на территории Речи Посполитой в XVIII веке коснулись, в частности, южной ее части. Люди там жили очень бедно, под постоянной угрозой очередной войны. В такой исторической ситуации хасидизм с его мистикой и стихийностью оказался для многих людей ответом на их проблемы и поиски душевного успокоения, своего рода лекарством против страдания и одиночества.

Основателем хасидизма был раввин Исраэль Бааль Шем Тов (сокращенно — Бешт, 1698-1760). Он жил в основном в Подолии. В его учении проявился синтез талмудической традиции и мистицизма. Бешт выступал против жестких стандартов и правил традиционной раввинской власти, против закоснелого и полного формализма ортодоксального иудаизма. Бааль Шем Тов учил, что Бог должен быть славен через мудрое и радостное использование жизни, а не через самоограничение. Отсюда — характерные для хасидской молитвы танец и песня. Хасидские идеи радости, братства и любви были утешением для евреев пограничья в такое трудное для них время.

У учеников Бааль Шем Това появились каббалистические идеи, связанные с теорией «божественных искр» (частиц божественного света, которые рассеяны по всему миру). Согласно теории, человек своими моральными поступками помогает воссоединению божественных искр, тем самым восстанавливая в мире  «божественный порядок» (тиккун). Как говорит раввин Менахем Мендель из Коцка: «Каббала поднимает еврея к небесам. Зато хасидизм опускает небеса на землю и помещает их в пределах досягаемости еврея». Из-за этих взглядов, из-за того, что польский хасидизм начал распространяться в основном среди бедных слоев населения, хасидское движение считается  движением народной мистики.

С течением времени все более важной личностью становится цадик. Цадик (праведник) был кем-то в роде уникального хасида, одаренного возможностью ходатайства к Богу от имени хасидской общины. Вначале его особое положение не было связано ни с его социальным статусом, ни с образованием, а только с его личным талантом, харизмой, которые влияли на людей. У цадика была большая власть, чтобы высвобождать частицы божественного света, затерянные в  мире, где добро и зло сосуществуют. Многие цадики получили известность благодаря умению творить чудеса. Позиция цадика начала укрепляться в конце XVIII и начале XIX века, когда титул стал наследственным. В результате появились хасидские династии и усадьбы в местечках, где еврейская община жила  вокруг одного рода наставников.

В середине XIX века хасидизм был на пике своей популярности, количество хасидов достигало 5 миллионов. Хасидизм сегодня рассматривается как ветвь ортодоксального иудаизма. Каждая хасидская династия (сторонники цадика из конкретного рода) имеет свои собственные правила. Хасидский иудаизм — это не единое движение, а набор отдельных групп со сходной философией, иногда религиозными обрядами, одеждой, песнями. Существует около 30 крупных хасидских групп и примерно 100 небольших.

В конце марта мы с моим другом решили поехать в Лежайск (по-еврейски: Лиженск), где находится могила одного из самых известных цадиков — Элимелеха Вайсблюма, известного как Элимелех из Лежайска. 27 марта, то есть 21 адара по еврейскому календарю, в Лежайске проводились церемонии по случаю годовщины смерти цадика. День смерти, так называемый йорцайт — для хасидов особая дата. Говорят, что в годовщину смерти душа цадика парит над землей и тогда можно оставить на его могиле записку с просьбой помочь решить ту или иную жизненную проблему.

В этом году 225-летие со дня смерти цадика отмечалось два раза —   в связи с тем, что год 5771 является високосным и месяц адар наступает два раза (адар I и адар II). Следовательно, хасиды посещали могилу своего духовного учителя 25 февраля и 27 марта.

Элимелех из Лежайска (1717-1786) был первым большим представителем хасидизма, который смог окончательно  определить роль цадика. В молодости он вместе с братом постоянно путешествовал, следуя по стопам скитающейся по свету Шхины (в иудаизме — присутствие Всевышнего в сотворенных им мирах, среди своего народа).

В 1772 году Элимелех  поселился в Лежайске, где создал важный центр хасидского движения. Его основные усилия были направлены на определение идеи цадика. По его мнению, цадик должен жить как все грешные люди, а иногда даже сознательно допускать себя к греху, чтобы иметь возможность войти в душу нечестивого и очистить его от вины. Элимелех характеризовался не только отличным талантом проповедника, но интуитивным знанием разного рода людей, их пороков и способов исправления. Легенды донесли до нас образ Элимелеха как  врачевателя душ, покорителя демонов, сильного руководителя и мудрого советчика. Рассказывали, что он мог разговаривать с животными и птицами. Его самая большая работа — «Ноам Элимелех», одна из фундаментальных книг хасидизма.

Для хасидов Лежайск, где находится могила цадика Элимелеха, является одним из самых святых мест в мире. Они посещают его, оставляя там квитлех — записки с просьбами. В этом году в молитвах традиционно приняли участие хасиды из Европы, США, Израиля. Можно было услышать английский и русский языки, иврит и идиш.

Религиозные евреи прибывали на собственных машинах, группами на автобусах, на такси из аэропорта, который находится в городе Жешуве. Хотя в этом году йорцайт отмечался дважды, оба раза у могилы цадика в этот день можно было видеть несколько тысяч хасидов.

Конечно, основная цель паломничества — молитвы на могиле праведника. Перед молитвой хасиды очищаются в микве (бассейн для ритуального очищения), построенной хасидскими организациями. Могила цадика находится в кирпичной гробнице (так называемом охеле), допуск к которой в этот день разрешен только религиозным евреям. Гробница состоит из трех частей —  надгробия, окруженного кованой решеткой, и двух комнат для мужчин и женщин. Хасиды оставляют в гробнице квитлех с просьбами, зажигают свечи, поют псалмы и танцуют. После молитвы, едят кошерную пищу.

Путешествующие хасиды посещают также близлежащее местечко Ланьцут. Там побывали и мы. На еврейском кладбище в Ланьцуте похоронен другой хасидский цадик — Нафтали из Ропчиц.

Нафтали из Ропчиц был очень интересной личностью, сочетавшей в себе серьезность и иронию, острое чувство юмора и музыкальные таланты. Он призывал к тому, чтобы молодые люди вначале посвящали себя изучению Торы, и только после 25 лет могли быть вовлечены в хасидизм. Нафтали из Ропчиц был мастером каббалистической интерпретации Торы. В конце жизни он почти разорвал все контакты со своими хасидами и изолировался от мира.

Жители Лежайска, Ланьцута и других польских городов с еврейской историей ежегодно имеют возможность встретиться с экзотическим, колоритным миром еврейской религии, наблюдая за многочисленными хасидскими паломниками.

Агата МАКСИМОВСКА, Варшава,

специально для «Биробиджанер штерн»

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *