По «царскому» пути

По «царскому» пути

Биробиджанские студенты начали поиски Амурского колёсного тракта, проходившего через нашу область

Первые два выезда студентов и преподавателей факультета таможенного дела и геосреды ПГУ им. Шолом-Алейхема в поисках забытого тракта, именуемого Амурским колесным, или просто «Колесухой», успешно состоялись в начале и  конце сентября. Корреспондент «Биробиджанской звезды» делится личными впечатлениями от участия в экспедиции. А её руководитель пишет книгу о дорогах Еврейской автономии.

Дорога, как тебя зовут?

— В конце XIX века начинается строительство Забайкальской и Амурской железных дорог, необходимых для быстрой связи и движения грузов между западной и восточной частями России, – рассказывает в своей готовящейся к изданию книге о дорогах автономии Вера Прокопьевна Макаренко, преподаватель кафедры географии ПГУ им. Шолом-Алейхема. — Начало строительства Амурской грунтовой дороги относится к маю 1898 года, а завершено оно было в 1910 году. Строилась дорога с востока на запад от Хабаровска, через территорию нынешней ЕАО, Амурскую область, через Благовещенск и далее более чем на 2000 километров. А что осталось от этой дороги? Как она выглядит сегодня? Используется ли в системе дорог ЕАО?

Вот на этот вопрос своего преподавателя и пришлось искать ответ студентам-географам. Да и саму Веру Прокопьевну эти поиски интересовали не меньше. 

Так сформировался поисковый отряд студентов факультета таможенного дела и геосреды, взявшийся за исследование истории Амурского колёсного тракта в рамках программы развития студенческих объединений «Заявка на УСПЕХ!».  В начале сентября этого года дружная компания в составе студентов Нелли, Андрея, Киры, Ромы, Насти, доцента кафедры географии В. П. Макаренко, а также съемочной группы — оператора Антона и корреспондента Ивана — отбыла от альма-матер в поисках нашего пути.

«Федералка» и подступы к ней

Направились мы по федеральной трассе Чита-Хабаровск, куда бы вы могли подумать? Прямиком к мосту через Амур, к расположенному на «нашей» стороне реки посёлку, когда-то носившему имя Покровка. Сегодня это посёлок Приамурский, основательно разросшийся и в стороны, и в высоту улицами с кирпичными пятиэтажками.

Обнаружить «старую» Покровку сразу не удается. Там, где должно было быть старое казачье поселение, мы обнаруживаем нечто расплывшееся, невыразительное. Улицы не сказать что ухожены и вида не старинного. После неудачных попыток обнаружить нашу «цель», пришлось подключать местных жителей. Вскоре выяснилось, что мы слишком забрали влево и находимся в более новой, «советской» части посёлка. 

Садимся в автобус и через десять минут выруливаем к оригинальной Покровке. Там вскоре обнаруживаются и верные признаки того, что мы нашли именно то село, от которого некогда брал начало Амурский колёсный тракт. Взгляды ребят из нашей группы привлекает крыша одного из жилых домов из старого немецкого кровельного железа. Сто лет прошло, а ржавчина за него всерьёз приниматься и не собирается! Думаю, это железо ещё одну сотню лет протянет…

Итак, «Убегает дорога вперед и вперед, уходя от родного порога…». На пороге мы и очутились, точнее, в преддверии долгого Пути. Его начало почти незаметно и невзрачно. Но осознание того, что ты стоишь на неприметной и, почитай, сегодня уже никому не ведомой точке, из которой берет начало этот самый исторический Путь, пронизывающий добрую тысячу километров, завораживает, порождает ощущение волшебства.

— Строительство дороги началось одновременно на трех участках: Хабаровск – река Поперечная; река Поперечная – село Надеждинское; а от Надеждинского – к станице Михайло-Семеновской, – повествует нам Вера Прокопьевна. — В первый летний строительный сезон 1898 года было проложено 52 версты дороги (1 верста равна 1,0668 км). В 1899 году после подготовительных зимних работ за лето построили 75 верст. В 1900-м   —  ещё 95 верст дороги. Соорудили 31 большой и 5 малых мостов! Это был первый этап строительства Амурской «Колесухи». Всего на территории области этапов строительства дороги было три.

«Зелёный» тракт

Перед нами первый участок дороги —  между селом Покровка и рекой Поперечная. Ныне участок старой, «царской» дороги стал частью федеральной трассы Чита-Хабаровск и, соответственно, находится в отличном состоянии, обладает качественным асфальтным покрытием. По нему в обе стороны на большой скорости мчатся автомобили.

Проехать по нему на автобусе труда не составило. Кончается участок незаметным съездом с федеральной трассы перед той самой речушкой Поперечной. Сначала дорога становится просёлком, идущим вдоль полей, потом она ныряет под железнодорожный мост и, вдали, становится тем самым старым «зелёным», заросшим травой трактом, объектом пристального внимания наших географов… Чуть замеров, пара взмахов лопатой – ширина колеи правильная, полотно тоже верное – разровненная утрамбованная просека, без лишних изысков. Ну а мы тем временем возвращаемся домой, для того чтобы продолжить наши исследования в следующий раз. 

В канун осеннего солнцестояния — 22 сентября — мы вновь отправляемся в путь, всё тем же дружным коллективом (плюс Ксения и Света – прим. автора). На этот раз наша цель — второй участок старого пути, проходящий по Смидовичскому району и до Русской Поляны в Биробиджанском районе. Нам предстояло по «Колесухе» (или тому, что от неё осталось) проделать пеший путь до Биры (реки, не станции), примерно в пять километров. Остановились  на краю посёлка. Недолгий разговор с Владимиром – местным жителем, судя по всему, человеком весьма деловитым, хозяйственным и не лишенным щедрости, показал, что мы на верном пути и дальше действительно идёт, как он сказал, «старая дорога». 

— Я вырос в этих местах и помню, как мы в детстве ходили на «царскую» дорогу. Было ощущение того, что она не принадлежит нашему времени, – рассказывает Владимир. 

Он взялся быть нашим провожатым, а потом еще и свежепойманной рыбой угостил.

Проезжаем до первой большой лужи на дороге и оставляем автобус. Дальше продолжаем путь пешком. «Колесуха». Дождей не было. Идем посуху. Солнце. Настроение светлое, умиротворяющее. Дорога как дорога, обычный просёлок, если не считать того, что ездят по нему сегодня изредка только рыбаки да охотники. Амурский тракт оказался популярным, поняли мы это ещё в нашу предыдущую поездку. Да и ходить по нему по своим делам удобно, причем по самым разным – так, мой прадед, житель Русской Поляны, в 1930-е годы пользовался старым трактом, промышляя контрабандой мехов в Китай…

Добираемся до первого на нашем пути горелого моста, некогда перекинутого через небольшое озерцо (сейчас можно без затруднений в обход пройти – прим. автора). К слову, этот горелый мост на «Колесухе» не единственный. Все мосты на всем протяжении дороги были деревянными, и каждый из них рано или поздно становился горелым. Мы обнаруживаем старые обгоревшие сваи в воде и на берегу под насыпью, делаем кое-какие замеры, и нас покидает проводник. Дальше – сами. Но дорога больше не петляет, да и развилок на ней нет до самой Биры. Далее найдены останки ещё одного горелого моста. Нежные цветы бересклета и полумедитативное настроение… Обратно идём уже спокойно, без первооткрывательского возбуждения. 

Последний участок

В лагере нас ждала свежая уха в исполнении нашего водителя Сергея Ивановича… костёр и ночь в палатках. Утром отправляемся в Надеждинское. Там в школе мы встретились с местными жителями. Альбина Максимовна Глазунова рассказала нам, что село когда-то было почтовой станцией на «Колесухе». Сегодня от прежней Надёги (первоначальное имя села) не осталось и следа. И только перед въездом в Надеждинское есть поле, так и зовущееся Почтовым – там когда-то и стояла ямская станция, где можно было пересесть с одной повозки на другую или поменять лошадей. Здесь начинался завершающий участок первого этапа Амурской дороги, уходивший на Чурки…

В ту сторону мы и отправляемся. Задача наших проводников оказалась несложной. Как нам сообщили, этот участок дороги тоже бесхозным не остался – его облагородили военные, для того чтобы была возможность быстрой переброски войск. По нему мы и едем до следующего (уже третьего на нашем пути) горелого моста – его использовали до восьмидесятых годов, а потом он сгорел окончательно. Нам удалось обнаружить только останки нескольких свай. Этот мост стал конечной точкой нашего путешествия. Теперь сначала чуть-чуть назад – зафиксировать место выхода «Колесухи» из села — и сразу домой. 

Мы ещё вернемся на этот почтенный тракт. Когда ещё удастся пройтись по не такому уж и заброшенному пути, оставленному нам давно сгинувшей империей?! 

Мне вот кажется, что Амурский колёсный тракт был устроен хоть и чрезвычайно просто, но при этом очень умно. Ведь не просто так он, будучи, по большому счету, заброшенным, до сих пор лежит в основании многих современных дорог. Почему-то очень хочется верить в то, что именно так наш тракт когда-то и был запланирован.

Материал подготовил Илья ВОРОБЬЕВ при участии Веры МАКАРЕНКО

Фото Нелли ЧЕГЛОКОВОЙ

2 Комментариев “По «царскому» пути”

Добавить комментарий для Александр Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *