Почерк ЗАГСа

Почерк ЗАГСа

Ефима Вепринского

По сведениям актовых книг можно проследить социальную обстановку в области

С приходом советской власти такую важную функцию, как составление актовых записей, передали НКВД, а органы  ЗАГС, образованные в декабре 1917 года, были его структурными подразделениями.

Важно, что эта услуга была приближена к людям. Рождения, браки и смерти стали регистрировать сельские и поселковые Советы депутатов трудящихся. Другое дело, что количество сельсоветов в области постоянно менялось — одни появлялись, другие упразднялись. 

В  1934 году ЗАГСы ЕАО работали в нормальном режиме. По крайней мере, с 1933 года появляются  внушительного размера метрические книги. Кроме сельских и поселковых Советов депутатов, исполнявших эти полномочия, существовали еще и районные органы ЗАГС, которые занимались хранением актовых записей.

В прошлом году районные ЗАГСы упразднили, и теперь все актовые  книги из районов хранятся в Биробиджане. Сделали это из экономических соображений. А на местах все оставили по-прежнему — 21 поселение в четырех муниципальных районах, кроме Биробиджанского, исполняет пять важнейших полномочий — заключение и расторжение брака, установление отцовства, регистрацию 1рождения и смерти. У Биробиджанского района с 2002 года  этих полномочий нет, их жители обращаются напрямую в областной центр.

Ирина Литвиненко подсчитала, что за все годы ведения актовых записей на территории области их было сделано 870 тысяч. Внушительная цифра! Тогда как браков было зарегистрировано за 80-летнюю историю области не так уж много — чуть более 107 тысяч, рождений — более 292 тысяч.

Сейчас жители ЕАО заключают браков примерно полторы тысячи в год, а разводов фиксируется меньше тысячи. Всего в год органы ЗАГС регистрируют около восьми тысяч актов гражданского состояния.

Интересно сравнить  сегодняшний уровень рождаемости в ЕАО с тем, каким он был в предвоенные и военные годы. Так, в 1940 году родилось семь тысяч младенцев,  в 1941-м — 6800,  в 1942-м — 4700. Сейчас рождений  регистрируется около двух с половиной тысяч в год. Получается, что во время  войны актов рождений было зарегистрировано больше, чем сейчас.

Рождения принято считать десятилетиями. Так вот, в сороковые годы  в нашей области родилось максимальное количество детей — 46 тысяч, в восьмидесятые — 43 тысячи. Для нашей области, по данным органов ЗАГС, восьмидесятые были довольно благополучными. А вот в девяностые произошел спад рождаемости и увеличение смертности.  Так, если в сороковые было 16 тысяч умерших, то в девяностые на  30 тысяч рождений пришлась 31 тысяча смертей. За десятилетие с 2002 года по 2012-й было зафиксировано 26 тысяч рождений и 32 тысячи смертей. Сегодня рождаемость не падает, а если и растет, то незначительно, но смертность остается на достаточно высоком уровне. 

В нынешнем и прошлом годах тенденция превышения смертности над рождаемостью сохраняется. И дело не в том, что у нас проживает немало пожилых людей, а это действительно так, — много жителей гибнет от ДТП, чего раньше не было, умирает от онкологических и 2сердечно-сосудистых заболеваний, и чаще всего это лица трудоспособного возраста.

Начальник управления показала мне святую святых управления ЗАГС — архив актовых книг. Более того, архивов два — в одном хранятся первые экземпляры актовых записей, в другом  — вторые, именно здесь выдают дубликаты метрик и других документов.  Срок хранения актовых книг — сто лет, затем документы передадут в госархив ЕАО на бессрочное хранение.

Актовые книги стоят в коробках на стеллажах, выглядят очень аккуратно и строго. Книги разных лет отличаются между собой — размерами, весом, количеством страниц. Оказывается, чем они старее, тем легче по весу — бумага с годами усыхает.

Ведется оцифровка архивов — каждую бумажную актовую запись специалисты органов ЗАГС переводят в электронный  вид. Процесс этот не очень быстрый. Первичная регистрация сразу делается в электронном виде.  

Сотрудники перевели в электронный вид актовые записи двухтысячных, девяностых годов, почти закончили  записи восьмидесятых. А  с сороковыми и пятидесятыми, по словам Ирины Литвиненко, будет сложнее, потому что часто встречается неразборчивый почерк. По ее мнению, специалистам понадобится не меньше пяти лет, чтобы закончить эту работу. 

Работа в органах ЗАГС увлекательная, но достаточно сложная и очень ответственная.  В нашей области есть люди, которые отдали ей не одно десятилетие. Людмила Юносова и Алла Смеян более 30 лет возглавляли отделы ЗАГС в своих районах — Юносова в Смидовичском, Смеян — в Облученском.  Валентина Демина проработала в органах ЗАГС более четверти века, из них 18 лет заведовала областным архивом ЗАГС. Примерно такой же стаж у Татьяны Кирасир, которая продолжает работать в Николаевском городском поселении. Елена Фоменко более 28 лет проработала специалистом отдела ЗАГС г. Биробиджана, а Евгения Карепова более 16 лет возглавляла отдел ЗАГС г. Биробиджана.    

В нашей жизни многое меняется, и отношение к особо важным документам — тоже. Так, люди старшего поколения, по словам сотрудников ЗАГСа, относятся к свидетельству о рождении более трепетно и ответственно, чем молодые. Многие считают главным документом гражданина паспорт. Но без метрики паспорт не изготовят, свидетельство о рождении — это изначальный, первичный документ из разряда особо важных.

Прошу Ирину Васильевну вспомнить необычные случаи из работы ЗАГСа.

— Однажды пара из Смидовича приехала на регистрацию брака, забыв паспорта, — рассказывает она. — При всем желании мы не могли их зарегистрировать без документов. Отправили туда машину и ждали до вечера, пока привезут паспорта. В итоге молодые люди все же поженились в назначенный день.

По словам руководителя управления, время  массовых свадеб в нашей области традиционно с июля по октябрь. В это время года  ЗАГС работает шесть дней в неделю. Но если говорить о тенденциях, то количество свадеб уменьшается. И причина не в том, что молодежь3 не хочет жениться, а в том, что самих вступающих в брак мало. Интересно, что число браков легко спрогнозировать заранее, если известно количество детей, родившихся 20 лет назад. Эту цифру надо разделить пополам. В ближайшие годы ждать большого количества свадеб, по словам сотрудников ЗАГС, не придется.

Но самое важное в работе этих органов — они всегда стоят на страже закона. Иногда трудно объяснить посетителям, что в законе прописано только так, а не иначе. Клиенты уговаривают, плачут, возмущаются, просят пойти навстречу, когда сотрудники отвечают отказом, к примеру, в такой ситуации. В определенный, и довольно длительный, период  на территории СССР в актовых записях о рождении  не указывались место рождения и отчество ребенка, хотя в самой метрике эти сведения были. Но если владелец терял свидетельство, то в дубликате  орган ЗАГС не мог этого написать, потому что в архивных записях этих данных нет. Существовал такой порядок по шестидесятые годы. Когда люди этого года рождения вступают в пенсионный возраст,  у них возникают проблемы. Таких нюансов, по словам начальника управления ЗАГС, много.

Если говорить об изменениях в законодательстве, то  принципиальные отличия касаются брачного возраста. Если  в прежние годы брак заключался в 18 лет и в 16 — с разрешения органов субъекта, то сейчас субъекту дано право разрешить браки с 14 лет. На территории области соответствующий закон есть. Федеральное законодательство не довлеет над региональным. Областной закон разрешает вступать в брак гражданам  в возрасте с 14 до 16 лет при определенных условиях — беременности или рождении ребенка.  Это разрешение дает глава субъекта, то есть губернатор области. А разрешение на брак  в возрасте с 16 до 18 лет  — компетенция органа местного самоуправления по месту жительства.

Что касается рождений, то, как и прежде, по  закону дается месяц, чтобы зарегистрировать его в ЗАГСе. Но санкций, если родитель этого не сделает, не существует. У нас в области произошел исключительный случай — одиннадцатилетний житель Приамурского не имеет метрики. Это семья приезжих, в органах ЗАГС пока неизвестно, почему у ребенка нет документа.  

Сейчас, чтобы получить необходимый дубликат документа из ЗАГСа, необязательно обращаться туда лично — запрос можно отправить по электронной почте. Правда, необходимый документ обратившийся получит в привычном виде в ЗАГСе своего города. В штате управления есть специалисты, которые занимаются  выдачей повторных документов. 

Сегодня работа в ЗАГСе требует, во-первых, юридического образования, во-вторых, если не абсолютной, то высокой грамотности, а также скрупулезности, ответственного отношения к делу. Хороший почерк  по-прежнему остается необходимым условием приема на работу.

В разговоре с начальником управления ЗАГС я не могла обойти тему ошибок в написании фамилий, имен, отчеств, особенно если эти ошибки были допущены давно.  Люди, в чьи документы они закрались, имеют серьезные проблемы, особенно когда решаются наследственные дела или доказывается родство. По мнению Ирины Литвиненко, в подобных случаях нельзя снимать ответственность и с тех, кто пришел получить услугу. Работник может допустить ошибку, но, получая документ особой важности, необходимо проверить, все ли в нем правильно, и тогда в дальнейшем вы избежите неприятностей.

Спрашиваю Ирину Васильевну, можно ли поменять свидетельство о рождении?

— Не забывайте про такой волшебный акт, как смена имени, — отвечает она. — В нашей стране можно поменять все: фамилию, имя, отчество. Мы — одна из демократических стран в этом плане. Все делается просто. Пишешь заявление, ЗАГС его рассматривает и выносит решение. Почему у нас безвизовый режим не со всеми странами? Упрощенный порядок смены фамилии, имени, отчества — одна из причин этого.

Фото Анатолия Клименкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *