Поэзия цвета и света

Поэзия цвета и света

Анатолия Клименкова

Весенний вернисаж Владимира Вертепного

Каждый человек чем-то отличен от других людей. Но особенность художника состоит в том, что мир, построенный им, будет особенным. Жизнь природы, ее красота и изменчивость знакомы каждому человеку. Но ярче всего она открывается тем, кто способен не только с восхищением смотреть на мир, но и обладает способностью духовного видения. И это свое видение он может передать на холсте. Именно это отличает работы биробиджанского художника Владимира Вертепного, где мир предстает не только в пластике, силуэтах, цветовых оттенках, но и в выражении своего бытия.

Член Союза художников России Владимир Вертепный, к сожалению, мало знаком жителям области. Почему-то средства массовой информации, рассказывая о культуре, обходят вниманием этого талантливого художника. Возможно, причина в том, что Владимира сложно заставить говорить о себе. О нем могут рассказать его работы. Рассказать светом и цветом.

В среде художников нашей области Владимир Германович является обладателем, пожалуй, самых престижных дипломов. Он закончил Владивостокское художественное училище и Дальневосточный институт искусств по специальности «Живопись». Получив диплом, молодой живописец остался во Владивостоке — занимался росписью интерьеров в учебных заведениях, украшал деревянными скульптурами детские городки и территории пионерских лагерей, рисовал плакаты. Особенное удовольствие доставляла работа над серией морских пейзажей для Военно-морского училища.

Двадцать лет назад Вертепный приехал в Биробиджан — родной город жены (с женой Татьяной он познакомился во время учебы в институте) и влюбился в зеленый тихий город. Наверное, потому, что сам он не любит суеты, шумных тусовок, хотя его работа связана с людским общением — Владимир Германович преподает в детской художественной школе, является доцентом кафедры ИЗО и дизайна ДВГСГА. Но при этом остается человеком не публичным.

Взгляд художника может увидеть, уловить то, что другими остается незамеченным. К примеру, поэтичность творчества, сочетание реализма и фантазии преобразовали обычное болотистое место во «Владение кикиморы». Этот небольшой этюд, написанный с натуры, выполнен в неброском охристом цветовом содержании и показывает умение художника найти интересное содержание к самой захудалой натуре.

Натурный этюд является основой работы художника. Многие свои произведения Владимир Вертепный выполнил на пленэре, и этюд в этом случае может стать самостоятельным пейзажем. Однако наиболее значимые и крупные вещи он дописывает в мастерской. Что-то обобщается, убираются лишние детали, добавляется новое. При этом пленэрный (пленэр — работа на открытом воздухе) подход начального замысла не дает уйти в черноту или тональную бесцветность. Примером такой работы может служить большое по размерам полотно «Летний день».

В этом пейзаже естественно сочетается эпическое начало и лиризм. Перед стеной деревьев — пара сельских домов и несколько коров, зашедших в речушку. В этой композиции из всего спектра изобразительных средств художник отдает предпочтение цвету. Его тонкие нюансы, градации, мерцания образуют сложное живописное поле, построенное на соположении цветовых пятен. Написанные теплым цветом животные и берег реки «горят» на фоне изумрудно-фиолетовых деревьев.

Свою любовь к природе живописец выражает не только в пейзаже. Натюрморт «Летний вечер» может рассказать о многом. Представляется, как художник вернулся с пленэра, положил на подоконник этюдник и панаму и рядом поставил только что собранный букет. На фоне пронзительно-синего неба (таковым оно видится сквозь стекло при электрическом освещении комнаты) — оранжевые лилии и белые ромашки. Такое противопоставление цвета завораживает и тонко передает состояние летних сумерек.

В мастерски построенных композициях каждый объект изображения представляет определенный интерес, обретает полноцветное звучание, как, например, в натюрморте «Трофей». Кстати, изображенные на полотне фазаны являются охотничьими трофеями Владимира Германовича. Охота и рыбалка — его страсть. Если о достоинстве его картин, творческих успехах разговорить художника невозможно, то о рыбалке и охоте — пожалуйста.

Вертепный — живописец, но зимой он непрочь стать скульптором, то есть принять участие в изготовлении ледяных скульптур. Участвовал в международных конкурсах. В одном из них Владимир Вертепный и его коллега по академии Борис Стародубов получили приз зрительских симпатий и подарок в виде зимних костюмов фирмы «Nord».

Владимир Германович не может бесцельно отдыхать: сидеть перед телевизором или лежать на пляже. Хочется много успеть. Кроме охоты и рыбалки, он увлекается фотографией, любит выполнять столярные работы, шить, готовить необычные блюда… Но главное в его жизни — творчество, работа и, конечно же, семья. Дети пошли по стопам отца, дочь и сын получили художественное образование.

Весна для художника — время начала пленэров. Владимир собирает свой этюдник — и на природу. Появится у него еще много ярких, интересных работ, воспевающих красоту родного края. «Мне дорог край, в котором я живу, и дороги люди, которые меня окружают», — говорит живописец Владимир Германович Вертепный.

Владислав ЦАП

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *