Полет «ИКаРа»

Полет «ИКаРа»

Фото Олега Черномаза

В  Биробиджане прошел  областной тур  Всероссийских соревнований  «ИКаР и  ИКаРенок» по  робототехнике

Наталья Симоненко

Площадкой  для проведения  турнира стала  первая гимназия.  Два  года назад  в этом образовательном учреждении  был создан  региональный ресурсный  центр «Инженерные  кадры России».

– Наша гимназия была первооткрывателем робототехники в Биробиджане и области, – рассказала главный судья соревнований, учитель информатики гимназии №1 Наталья Симоненко. – Начинала развивать это направление наш бывший директор Наталья Георгиевна Лавриненко. Когда я только пришла работать в эту школу, она сразу предложила мне заняться робототехникой. В декабре я устроилась, а уже в июне мы запустили первую летнюю смену для детей по робототехнике. И вот уже семь лет мы занимаемся данным направлением. За эти годы подросли не только дети, но и мы сами, педагоги. Приходилось и нам учиться. Первые курсы мы проходили дистанционно в Российской ассоциации образовательной робототехники (РАОР), с тех пор продолжаем сотрудничать. У РАОР очень большой портал, где можно найти различные программы для проведения занятий у детсадовцев, школьников и студентов, посетить ряд бесплатных вебинаров, специальные курсы.

Сегодня занятия по робототехнике в гимназии ведут уже три педагога: Наталья Симоненко, Елена Левшенкова и Никита Стекольщиков.

Региональный тур соревнований «ИКаР и ИКаРенок» проходит под крышей первой гимназии уже второй раз. В этом году он собрал 35 участников – победителей предварительного тура, занявших первые, вторые и третьи места во всех категориях и возрастных группах. Состязались в робототехнике ученики биробиджанских школ и Центра образования имени В.И. Пеллера с. Птичник Биробиджанского района, а также детсадовцы.

– Это хорошие соревнования, практико-ориентированные, – поделилась мнением Наталья Симоненко. – Они предлагают проблемную задачу, которую надо решить за определенный промежуток времени. Жаль, что в этом году представлен только Биробиджанский район ребятами из школы села Птичник. Причина проста – отсутствие необходимого оборудования. Мы надеемся, что в следующем году сельские школы все же присоединятся к соревнованиям. В них могут участвовать даже детские сады – для дошколят не требуются сложные детали ЛЕГО. Проект для малышей парный – участвуют родитель и ребенок. Модели роботов могут быть статическими, динамическими только за счет движения колес, никаких сложных датчиков не требуется. Сам проект «ИКаР» («Инженерные кадры России») рассчитан на детей чуть ли не с первого года жизни. В рамках проекта есть даже конкурс «ИКаРенок с пеленок», он проходит ближе к весне среди самых маленьких. В мае прошлого года воспитанники детского сада №16 Биробиджана, с которыми мы активно сотрудничаем, участвовали в конкурсе «ИКаРенок-БУКВАренок» и очень хорошо выступили. Наш проект вошел в специальное издание, которое потом разослали всем участникам. У детей должно быть общее творческое дело вместе с родителями – это их объединяет. И таким делом может стать робототехника. К сожалению, на наших соревнованиях не представлен конкурс «ИКаР-Профи», в котором могут участвовать студенты.

Пока одни участники демонстрируют свое мастерство под зорким надзором судий, другие только готовятся к состязаниям, тестируют своего робота на специальном поле.

– Мой робот перевозит детали со склада до места назначения, – рассказал один из участников соревнований, ученик 4 «Г» класса гимназии №1 Биробиджана Матвей Матвеев. – «Клешней» он способен захватывать разные предметы. Такой робот долго строится и программируется. На создание моего ушло два месяца. Мы собирали его с другом. Я участвую в конкурсе «ИКаР-Классик». В нем нужно перевезти кубики со склада до места назначения, не касаясь четырех банок, которые стоят возле старта. Очень тяжело. Мне нравится робототехника, она развивает ум и мышление. Я бы хотел связать свое будущее с роботами. Роботостроение – перспективное направление, потому что есть места, где человек не может работать, и тогда на помощь ему приходят роботы, которыми он управляет. Робототехникой я занимаюсь уже два года. Сейчас мечтаю создать робота, который сам, без участия человека, мог бы складывать, заворачивать листы бумаги.

Поболеть за участников состязаний пришли их родители, переживающие, пожалуй, едва ли не больше самих ребят. Все они поддерживают увлечение детей робототехникой.

Людмила Карпова

– Наши сыновья Артем и Никита учатся в седьмой школе, – сообщила одна из мам участников соревнований «ИКаР-Классик» Людмила Карпова. – Робототехнике мальчики обучаются в первой гимназии у Натальи Викторовны Симоненко. Занятия им очень нравятся. И мы видим результат за два года обучения. У мальчишек не пропадает интерес, они всегда с удовольствием ходят на занятия, не прогуливают. И всегда с волнением участвуют в конкурсах. Для нас это очень важно. Дети два месяца активно готовились к этим соревнованиям – занятия были дольше и чаще. Огромное спасибо учителю, которая все свое свободное время посвящает детям. Они стойко занимались, не жаловались, что тяжело. Сейчас ждем, когда позовут наших ребят для состязаний. Я считаю, что мальчишкам просто необходимы занятия робототехникой. В дальнейшем им это в жизни пригодится. Уже сейчас можно сказать точно: занятия робототехникой ребята не забудут.

Как позже стало известно, в соревнованиях «ИКаР-Классик» в номинации «Сборочное производство» Матвей Матвеев наряду с еще несколькими ребятами занял третье место, а Никита и Артем Карповы в номинации «Траектория» – первое место.

– Победители регионального этапа имеют право выступить на всероссийском этапе соревнований, – рассказала Наталья Симоненко. – В прошлом году наши победители – воспитанники детского сада №16 Биробиджана («ИКаРенок») и ученики гимназии №1 («ИКаР-Старт» и «ИКаР-Классик») – ездили на состязания в Москву. Наши «ИКаРята», в силу того, что немного отвлеклись, стали четвертыми. В «ИКаР-Старт» мы взяли второе место, а в «ИКаР-Классик» наши ребята стали шестыми. Это неплохой результат. Сейчас у нас в планах – стать центром по развитию технического творчества в нашем регионе. И мы бы хотели, чтобы в областном этапе участвовало не 35 ребят, а намного больше. Что нужно, чтобы это произошло? Конечно, должно быть обучение судий – обязательно на соревнованиях должен присутствовать сертифицированный судья, иначе результат участников не будет признан, и тогда дети не смогут поехать на всероссийский турнир. В предыдущие годы, когда у нас не было собственных региональных соревнований, мы вывозили ребят в Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток. Занимали там первые-вторые места и ездили на всероссийский этап, но не как представители ЕАО, а как представители Хабаровского или Приморского краев, потому что мы выигрывали их региональные соревнования. Хорошо, что сейчас у ребят есть возможность защищать честь области, и они неплохо заявили о себе в прошлом году. Однако хотелось бы расширить спектр участия, ведь в соревнованиях по робототехнике есть около ста номинаций. Тогда у ребят будет большой выбор: захотят ли они, чтобы их роботы танцевали, или предпочитают заниматься 3D-проектированием, мечтают ли строить авто- или авиамодели или, быть может, хотят программировать дронов, которые будут летать. Выбирай на любой вкус.

На сегодняшний день проведение соревнований обеспечивает гимназия. В прошлом году средства на поездку ребят на всероссийский этап собирали всем городом – спонсорскую помощь оказали предприниматели, представители области в Госдуме. Хотелось бы, чтобы в других школах также появились конструкторы и чтобы большее количество детей могло участвовать в соревнованиях, проходить образовательные курсы по робототехнике. Надеемся, что это случится в ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *