Полиграфическая проза

Полиграфическая проза

Анатолия Клименкова

У нашей областной типографии — своя интересная история

В 1930 году секретарь Биробиджанского райкома ВКП(б) Янкель Левин сам подобрал для нее помещение. По его просьбе владелец Харбинской типографии господин Розенцвейг отправил в Биробиджан набор шрифтов, печатный станок и другое полиграфическое оборудование, а газетную бумагу передал коллектив московского еврейского журнала «Трибуна». И в октябре того же 1930 года начали выходить газеты «Биробиджанер штерн» на еврейском и «Биробиджанская звезда» на русском языках.

С этого же времени работала типография, здание которой впоследствии сгорело. Мало кто знает, что и решение об изменении проекта и строительстве более мощной типографии в Биробиджане принимал аж Совет Народных Комиссаров РСФСР! Было это в 1936 году. Можно себе представить, какую роль руководители государства отводили нашему городу и его, если можно так выразиться, идеологическому обеспечению. Ведь полиграфические предприятия в СССР могли создаваться лишь для печати газет, которые были мощным инструментом в руках КПСС. Газеты должны были выходить вовремя, невзирая ни на какие обстоятельства, и нести читателям ту информацию, которую считала важной партия.

Здание на улице Ленина, 32, которое знают если не все, то многие биробиджанцы, было построено в 1939 году. Полиграфическое оборудование для печати газеты «Биробиджанер штерн» было доставлено из Нью-Йорка, кроме того, типография имела свою электростанцию, то есть была особо важным объектом.

Сегодня областная типография является структурным подразделением издательского дома «Биробиджан». Здесь печатают областные газеты «Биробиджанер штерн», «Биробиджанскую звезду», другие периодические издания, всевозможные бланки, а также книги, буклеты, журналы и любую другую полиграфическую продукцию по желанию клиента.

Стабильности коллектива и профессионализму его работников может позавидовать любое биробиджанское предприятие — кадры здесь действительно квалифицированные и преданные. Многие проработали всю жизнь, как, например, мастер Виктор Демьянов, поступивший в типографию еще до службы в армии, достигший пенсионного возраста и продолжающий трудиться. Такие, как он, составляют большинство.

Сегодня на предприятиях города почти не осталось рабочих, у которых трудовой стаж на одном производстве превысил бы полвека, как у печатника Ивана Захаровича Таранова. Для тех, кто пришел позже, кто учился профессии у Ивана Захаровича, он сам — живая история. Хотя сегодняшняя оснащенность производства далека от идеальной, дистанция между теми машинами высокой печати, на которых он начинал работать, и нынешним оборудованием — огромная. Профессия печатника заставляла его все время осваивать новую технику, поступавшую на предприятие, и это ему особенно нравилось. Например, на офсетной машине Таранов начал работать первым в областной типографии.

Коллектив предприятия был немаленький, только в печатном цехе трудилось десять человек. В семидесятые годы, вспоминает ветеран, работали в две-три смены, заказов было много — через Союзучетиздат поступали заказы на бланочную продукцию для предприятий Хабаровского, Приморского краев, Амурской, даже Иркутской областей. А еще Таранову всегда нравилась главная продукция, выпускаемая типографией, — газеты. Это сейчас свежие новости узнают из Интернета, телевизионных выпусков.

11А в шестидесятые, да и в семидесятые годы именно печатники первыми узнавали о происходящем в мире, в Советском Союзе и в Еврейской автономной области — конечно, из газет, которые сами печатали. Оказывается, запах типографской краски у многих читателей до сих пор ассоциируется с газетными новостями. Свежая газета действительно пахнет типографской краской. Работа «на газете», как говорят печатники, всегда была интереснее, к тому же она всегда была самой ответственной. К ней не допускали новичков, особые требования предъявлялись к качеству печати. А самое главное — газета должна была выйти точно в срок, никакие обстоятельства не могли нарушить этого неумолимого правила.

За добросовестный труд Таранова наградили орденом «Знак Почета». Он и молодым помогал освоить профессию. Ветераны типографии Виктор Демьянов и Сергей Грачев, давно ставшие профессионалами, — его ученики.

Сам себя старейший печатник в шутку называет многостаночником — знает все оборудование, а работает там, где поставят. В последние годы это в основном печатная машина с нумерацией.

Можно назвать еще около десятка имен специалистов, которые связали свою судьбу с типографией. Менять производство раньше было как-то не принято, а с другой стороны — что еще умеет делать специалист по верстке газеты, кроме этой самой верстки?..

Но если говорить о технической оснащенности производства, то она давно оставляет желать лучшего. Один пример. Цветные страницы в «Штерне» и детское приложение к «Биробиджанской звезде» под названием «Восемь ежиков» печатаются в нашей типографии не благодаря техническим возможностям, а несмотря на их отсутствие. Полноцветной печатной машины в типографии нет, и чтобы получить радугу цветов, нужно сделать прогон несколько раз — четыре с одной стороны, четыре — с другой. Кропотливая, трудоемкая и ювелирная работа. Стоит печатнику не попасть в метку хотя бы на миллиметр — и лица на фотографии будут безнадежно испорчены.

Мастера типографии Веру Попеско, которая, кстати, тоже трудится здесь с юных лет, прошу показать современное оборудование. Она ведет меня в компьютерный цех, где идет верстка газет и бланков. Здесь я и сама бываю по нескольку раз в день, потому что рождение газетных полос, их правка идет при непосредственном участии журналистов. В этом процессе есть некая магия. Технология вроде бы одна и та же: вот тексты, вот фото, и их надо соединить в одно целое. Но что получится в итоге, заранее предугадать нельзя.

Создание газетной страницы сродни рождению произведения искусства. Кроме знания компьютерной программы, нужно что-то еще: опыт, художественный вкус, терпение. Милые дамы, колдующие за мониторами, этим обладают, они — профессионалы. Особенно ответственной, но и увлекательной специалисты компьютерного цеха считают верстку цветных полос — ведь это лицо газеты, и хочется, чтобы оно было красивым.

Современная верстка газет принципиально отличается от верстки двадцати-тридцатилетней давности, как небо от земли. Но ведь так хочется окунуться в историю, и я с трепетным чувством открываю двери в старый наборный цех. Мой гид по типографии Вера Попеско проработала здесь наборщиком ручного набора около 20 лет. Верстала бланки, а ее подруги Нина Умникова, Надежда Уразова, Галина Астафьева верстали газеты. Процесс набора и верстки газеты был длительным и трудоемким. На мой взгляд, ручную верстку газеты можно сравнить со сборкой часов — это почти такая же кропотливая, сложная и тонкая работа. С любопытством, как в первый раз, осматриваю кассы-реалы — ящички со строчными и прописными шрифтами разных гарнитур (начертаний) и кеглей (размера), вспоминаю названия гарнитур: «Литературная», «Баженовская», «Банниковская»… Самое интересное, что все это великолепие до сих пор используется при производстве различных удостоверений, журналов и других изделий. Такому профессионалу, как Татьяна Валиева, требуется всего несколько минут, чтобы набрать нужный текст. Пресс и золотого цвета пленка довершают процесс нанесения текста на обложку.

Довольно современные электронная резальная машина и станок с нумератором соседствуют со старыми плоскопечатной и размоточной машинами, выпущенными в пятидесятых годах прошлого столетия. Оказывается, большая часть имеющегося в типографии оборудования как раз была изготовлена в пятидесятые годы прошлого века. А шестьдесят лет, как ни крути, — преклонный возраст для техники, которая давно устарела морально, но, как ни странно, еще находится в рабочем состоянии.

Правда, главный кормилец типографии — ротационная машина, которая печатает наши областные газеты, помоложе остальных — она 1994 года выпуска. Ее берегут, ухаживают за ней, чинят, но все единодушно сходятся во мнении — она уже никуда не годится. Для нормальной работы типографии нужна современная офсетная машина — такая, какие давно используются на полиграфических предприятиях Хабаровского и Приморского краев, Амурской области.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *