Польская писательница Элиза Ожешко (1841 – 1910)

Польская писательница Элиза Ожешко  (1841 – 1910)

Источник фото: www.proza.ru

Польская писательница белорусского происхождения и общественный деятель.

Урожденная Эльжбета Павловская появилась на свет в семье богатого помещика и адвоката. Образование получила в Варшавском пансионе. В 17 лет была выдана замуж за помещика Кобринского уезда Петра Ожешко и жила в его поместье в Людвиново. Оказывала поддержку участникам восстания 1863 года. За причастность к восстанию муж был в 1865 году сослан в Пермскую губернию, а имение было конфисковано. Обосновавшись в Гродно, жила литературными трудами. Занималась благотворительной и патриотической общественной деятельностью.

Дебютировала в печати повестью «Картинка из голодных лет» (1866), многие ее романы и повести посвящены теме общественной эмансипации, разложению патриархального помещичьего уклада («Пан Граба», «Марта», «Эли Маковер», «Семья Брохвичей» и др.). Широкое признание принесли романы «Меир Эзофович», «Над Неманом», «Аргонавты», рассказы сборника «Из разных сфер», повесть из жизни белорусских крестьян «Низины».

«Миртала» (1886) – исторический роман, который переносит читателя в Древний Рим первого века новой эры, в те годы, когда завершилась Иудейская война и был взят Иерусалим. В центре повествования – конфликт двух народов, римлян и иудеев, который преломляется в судьбе еврейской девушки  Мирталы. Перед ней стоит выбор между любовью и верностью своему народу.

 

Этот человек с пламенным взором и согбенным станом, казалось, был живой иллюстрацией НЕМОЩИ ТЕЛА И СИЛЫ ДУХА. Это был еврей.

 

НЫНЕ ЛЮБОВЬ НИЗКА И СУЕТНА, а сердца тех, кто меня окружает, из железа или грязи!

 

Открой же, наконец, мне глаза и объясни, почему всегда радуются и торжествуют неправые, но сильные. ОТКРОЙ УМ МОЙ и научи меня, каковы пути Твои, ибо понять их не могу. Неужто праведник живет лишь для того, чтобы страдать? Разве затем Ты учишь его справедливости, чтобы несправедливость сердце ему терзала?

 

Я научился уважать чужие тайны, или я сам не ношу своей собственной в груди моей? Да и кто в наше время не носит в себе тайн, своих и чужих? Лица – одно, сердца – другое, РЕЧИ РАСХОДЯТСЯ С МЫСЛЯМИ.

 

Праведник – словно фундамент вечный…

ПУТЬ ПРАВЕДНИКА – ЛУЧ СВЕТА, направленный вверх, ко дням триумфа.

 

И хоть на всем этом народе лежала печать нелегкого существования на чужой земле и под чужим солнцем, печать беспокойств и скитальческих забот, недавних, НЕ ВЫПЛАКАННЫХ ЕЩЕ СКОРБЕЙ и суровой борьбы с нищетой, народ сей был энергичен и бодр, со страстными движениями и взрывной речью, крутился он около множества занятий.

 

Эти победители забыли о том, что столь неприятных им чужаков пригнали сюда кровавые братья – завоевание и насилие; что если уделом угнетенного становятся невзгоды, то из счастья угнетателя рано или поздно ПРОКЛЮНЕТСЯ РОСТОК ВОЗМЕЗДИЯ и наказания.

Дай очам моим наглядеться на лицо твое, которое было БЛАГОДЕТЕЛЬНЫМ СОЛНЦЕМ ДЕТСТВА МОЕГО, дай ушам моим вдоволь усладиться голосом твоим, поучения которого сделали меня таким, каков я сейчас.

 

Искусство – это страна чудесная, обширная, полная таких наслаждений для ее обитателей, каким завидуют сами боги. ТЫ ЖЕ МОЖЕШЬ СТАТЬ ЦАРИЦЕЙ в этом государстве. Там ты сможешь освободиться от преследующих народ твой глупых суеверий, от мрачных и жалких картин Тибрского заречья.

 

Как же так получается, что ТРИУМФ И ВЕЧНАЯ РАДОСТЬ ОДНИХ всегда оборачивается болью и унижением других?

 

Вы готовы обвинить честного солдата, когда он возьмет себе из вашего горшка горсть вареных бобов или, проходя мимо, чуток придавит кончик вашего нежного пальчика! НЕУЖЕЛИ НИ ОДИН ИЗ ТЕХ ГЕНИЕВ, что покровительствуют разуму человеческому, никогда не надоумит вас, что, если бы не этот честный солдат, у вас не было бы того, что у вас есть?

 

Смелость, Эпиктет, – это добродетель, вооруженная для борьбы за справедливость. Это отнюдь не чудовище, которое бросается в варварском порыве ради удовлетворения похоти и тщеславия, а знание о правах людей, учащее отличать то, что СЛЕДУЕТ СТОЙКО ПЕРЕНОСИТЬ, от того, с чем не следует мириться. Сердце спартиатов горело только для побед. То же самое происходит и с кичливым. Он хочет быть первым, он хочет быть единственным, а возвыситься над другими не может без попрания добра, без того, чтобы нанести ущерб справедливости.

 

– А что же, учитель, ПО СУТИ СВОЕЙ ЕСТЬ ДОБРО?

– Оно состоит из четырех начал: любовь к людям, любовь к истине, любовь к свободе и любовь к гармонии.

 

До тех пор, ПОКА СПРАВЕДЛИВОСТЬ НЕ ВОЦАРИТСЯ В МИРЕ, пока человек будет восставать против человека и сильный будет попирать слабого, меч возмездия должен доставать тех, кто, подобно Агриппе и Иосифу, предают дело слабых, но справедливых…

 

ИГРЫ – СЛОВО, которое оказывало на этих людей чудотворное действие. Оно заставляло бурлить кровь, будоражило воображение, подстрекало любопытство и гнало их, охваченных страстным нетерпением, вперед.

 

Предвечный, имени моего из поколения в поколение не произнесут уста людские, и на могиле моей пусть лишь пустой сорняк с тернцом свивается; но из души моей в душу народа моего перенеси ХОТЬ ОДНУ ИСКОРКУ НАДЕЖДЫ, из песни моей сотвори для него хоть одну минуту жизни, трудом моим сотри с очей его хоть одну слезу страдания…

 

Я собираюсь рисовать ночь, которая ОПУСКАЕТСЯ НА ЦВЕТЫ так же, как безжалостная старость опускается на женские лица…

 

Неприятие убийств и крови – ВЫСОКИЙ ПРИНЦИП, в одном из многочисленных и разнообразных потоков национальной традиции почерпнутый.

 

КТО МОЖЕТ УГАДАТЬ ОТЧАЯНИЕ МУРАВЬЕВ, когда тяжелое колесо повозки проезжает прямо по муравейнику и разбрасывает во все стороны жалкий народец? Никто не оценит тягот и печалей, которые унес с собой рой человечий, из насиженных мест в широкий мир изгнанный…

 

Как прекрасен этот мир! Разве горящая синь небес не затем существует, чтобы СВЕТИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ СЧАСТЬЮ? А эти прекрасные розы, не затем ли их зажгла природа, чтобы они факелами пылали на алтарях любви?

 

Когда я там, то умираю оттого, что не могу быть здесь. Когда я здесь, то туда стремлюсь. Два сильных ангела РВУТ СЕРДЦЕ НА ЧАСТИ.…

 

Напрасно, напрасно, словно две ВЛЮБЛЕННЫЕ В СОЛНЦЕ ПТИЦЫ, пытались они вылететь из-под тяжелых темных туч. Тучи летели за ними, крики и плач трагедии врывались в их идиллию…

 

НЕ ЗАБОТЬСЯ О СПОКОЙСТВИИ СВОЕМ и о том, чтобы выжить. Душа сильна вовсе не холодностью и бесчувственностью. Стоицизм учит не равнодушию; он учит только тому, как добродетелью победить боль и тревогу. Лебеди, Гельвидий, когда умирают, поют; невеселая это песнь, но торжественная, и торжественной строфой она летит к солнцу…

 

Частицей упавшего на землю рая казалось это место, а звучавший в нем тихий разговор  – строфой идиллии, вплетенной в крик и СТОНЫ ЖИЗНЕННЫХ ТРАГЕДИЙ.

 

Тысячи бледных и распаленных лиц обратились к небу, УСТА ЗАШЕПТАЛИ МОЛИТВЫ, перемежая их с проклятиями.

Цитаты из произведения Элизы Ожешко «Миртала»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *