«Помни имя свое»

«Помни имя свое»

Фото из открытых источников

9 ноября – день против фашизма, расизма и антисемитизма

Бесконечны примеры жестоких преступлений гитлеровских фашистов – миллионы убитых, замученных в лагерях людей. Самыми беззащитными жертвами фашистской машины смерти были дети, насильно разлученные с родителями, угнанные далеко от родных мест, упрятанные за колючую проволоку. Искалеченное детство, страшное отчаяние и запредельное горе матерей – об этом фильм Сергея Колосова 1974 года «Помни имя свое»

 В основу сюжета киноленты положена реальная, полная драматизма история русской матери, разлученной в концлагере Освенцим со своим малышом. Ее главная тема – безмерная, неугасающая любовь главной героини фильма Зинаиды Воробьевой к сыну Гене, прототипами которых послужили Зинаида Муравьева и ее сын Евгениуш Трущинский. В «Аушвиц-Биркенау» он попал в пятилетнем возрасте вместе с матерью. В 1945 году немцы вывезли ее на работу в Германию, а сын остался в лагере. После освобождения он был усыновлен польской семьей и получил новое имя. Зинаида Муравьева вернулась в Беларусь и продолжала искать своего сына, но после долгих безрезультатных поисков посчитала, что его нет в живых. После окончания университета Евгениуш Трущинский сам узнал, что его ищет мать, и в 1966 году посетил Минск, где встретился с ней.

Об этой истории польский режиссер Анджей Андрахович снял документальный фильм, получивший название «Номер 149850», – эти цифры были выколоты на руке узника нацистской «фабрики смерти». Стала она и основой фильма «Помни имя свое».

Начало картины открывает мирное послевоенное время. Шумит будничными делами Ленинград – спешат по своим делам прохожие, проносятся автомобили. Торопится в свою «лабораторию качества» и улыбчивая Зинаида Григорьевна. Все меняется, когда ее вызывают на телефонные переговоры с Гданьском. Переживая и все-таки надеясь, что этот звонок как-то связан с сыном, она вспоминает самые страшные страницы своей биографии, разделившие жизнь на «до» и «после» войны. Эти воспоминания рассыпаны в пространстве всего фильма небольшими эпизодами, всплывающими в памяти одинокой женщины.

Звонко щебечут новоиспеченные мамочки в роддоме – получает из рук нянечки свой заветный комочек и Зина. Но недолог миг счастья – грохот снарядов и взрывов прерывает девичий смех. «Утекайте все! Война!» – в спешке кричит муж одной из рожениц. Вот уже улицы бороздят фашистские танки и солдафоны – «Не утекли мы, значит… Бабы! Бережите детей!» – кричит мужчина спрятавшимся в сараюшке женщинам за секунду до своего расстрела.

Следующий эпизод воспоминаний уносит Зинаиду в колонну пленных, которых гнали фашисты в лагерь смерти Освенцим. Тех, у кого не было сил идти дальше, без разговоров расстреливали. Тогда она еще крепче прижимала к себе маленького Гену, изо всех сил прибавляя шаг. «Пошел! Пошел!» – глаза изможденной женщины светятся от счастья, первые шаги сына возвращают, казалось бы, покинувшие ее силы. Но в лагере смерти происходит самое худшее, что может случиться с матерью – ее разлучают с сыном. Видеть теперь она его практически не может, только урывками по ночам приносит ему картошку, под страхом избиения дарит свои теплые объятия и заботу. «Сыночек, если что случится, запомни, имя твое Гена. Фамилия Воробьев. Твоя родина Советский Союз», – тихо повторяет как заклинание Зина своему малышу. Незадолго до освобождения Освенцима советскими солдатами всех женщин вывозят из лагеря, а детей не успевают. Уходя, в отчаянии кричат женщины своим детям их имена и названия городов, откуда они родом, с мольбой глядят на них, быть может, в последний раз: «Помните!» Кричит своему маленькому сыночку и Зина: «Помни имя свое!».

С приходом Красной Армии детей распределяют по детским домам. Зина узнает, что муж погиб еще 22 июня 1941 года, теряет зрение, сильно болеет, не видит смысла продолжать свое существование. Встать на ноги обезумевшей от горя женщине помогает медсестра Надя (Людмила Иванова) из детского блока того самого лагеря смерти. Она стала ей верной подругой, надежным плечом помощи, перевезла к себе в Ленинград и самое главное – дала ей веру – своих детей уже нашла, найдут и Гену.

Поправившись, долгие годы безутешная мать вела поиски сына безрезультатно, и все-таки находит – помогла передача о детях Освенцима,  в кадр которой попал и Гена. Казалось бы, вот он, счастливый финал. Но жизнь расставляет все по своему усмотрению. У Гены уже есть мать, полька, усыновившая его еще малышом. Сам он, уже взрослый мужчина, моряк по профессии и призванию, себя считает поляком, а любые воспоминания о тяжелом детстве доставляют ему невероятные мучения. Да и устал от бесконечных знакомств с «матерями», то и дело признававшими в нем своих потерянных в годы войны сыновей. «Помнишь?» – с надеждой спрашивала каждая из них. «А я ничего не помню!» – с досадой восклицал герой, не желавший ехать на встречу с Зинаидой. Не помнит он ее, в памяти остались лишь руки, сующие ему в темноте барака картошку. Но факты родства с незнакомой женщиной налицо – он все-таки набирается мужества и приезжает к родной матери, гостит у нее месяц. И снова уезжает туда, в Польшу, с которой связана вся жизнь его. Не запомнил Гена своего имени, своей матери, своей Родины… Впрочем, женщина, мать, счастлива уже тем только, что сын, которого она так долго искала, жив, хорошо воспитан и все у него сложилось.

Судьба Зинаиды Воробьевой – одна из миллионов жизней, изломленных, искалеченных войной, прошедших сквозь фашистский ад. Нет ощущения после просмотра, что это художественный вымысел. Реальность действительно была жуткой, фильм буквально бьет по живому, шокирует своей правдивостью и заставляет о многом задуматься. Но шокирует ужасами не физических страданий узников концлагеря, а душевных.  Слишком по-настоящему страшны крики женщин, разлученных со своими детьми, по-настоящему измучено лицо Зинаиды Воробьевой, которую реалистично сыграла Людмила Касаткина. Актриса застала войну шестнадцатилетней девчонкой и переживала весь этот ужас вновь на съемках фильма. Известно также, что для того чтобы лучше понять и прочувствовать историю жизни несчастной матери Зинаиды, Людмила Касаткина некоторое время жила в Освенциме. Об этом времени сама она отзывалась так: «Наверное, это самое страшное место на земле. Запах, нары, засечки пленных на стенах – все это потрясает. Находиться там было невыносимо больно: то и дело слышались шорохи, голоса…». В 1975 году по опросу журнала «Советский экран» она заслуженно была признана лучшей актрисой года, в 1976-м – стала лауреатом Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

«Помни имя свое» – как много боли в этих словах. Наверное, этот призыв киноленты обращен ко всем зрителям, детям своей страны – помните ее историю и никогда не повторяйте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *