Помочь государству частным порядком

В ЕАО придумали, как привлечь инвесторов к обновлению социально-производственной сферы области

На очередном заседании Законодательного Собрания Еврейской автономии был принят закон о государственно-частном партнёрстве. По замыслу разработчиков, он должен значительно поспособствовать привлечению инвестиций в экономику региона.

Автором законопроекта стал депутат Заксобрания, председатель комитета по аграрной политике и вопросам природопользования Сергей Лавриков. Сегодня он отвечает на вопросы нашего корреспондента о целях принятия этого областного закона и ожидаемом от него эффекте для экономики области.

— Сергей Александрович, для чего понадобился отдельный областной закон о государственно-частном партнёрстве? Что не позволяло сделать действующее федеральное законодательство?

— На федеральном уровне нет специального закона о государственно-частном партнерстве, само определение ГЧП и его нормативное содержание отсутствуют. Этот пробел призвано восполнить принятие регионального закона.

Однако, при недостатке общих положений о ГЧП, действующее федеральное законодательство содержит достаточно норм, позволяющих оформлять правовые и финансовые конструкции для реализации ГЧП-проектов (концессионное соглашение, контракт жизненного цикла, контракт «под ключ» и иные смешанные гражданско-правовые договоры).

Тут важнее понятные условия участия в проекте, гарантии для каждой из сторон. Инвесторы готовы участвовать в развитии общественной инфраструктуры, финансировать строительство дорог, объектов коммунального хозяйства, детских садов, но на условиях, которые были бы им интересны, и при наличии соответствующих гарантий.

— Какого рода деятельность прежде всего должен стимулировать закон о государственно-частном партнёрстве? Социальную, производственную?

— Прежде всего, закон должен создавать условия, при которых бизнесу будет интересно осуществлять деятельность на тех объектах, которые названы в законе — транспортной инфраструктуры, коммунальной сферы благоустройства, энергоснабжения, системы здравоохранения, образования, культуры, возведении жилья и многое другое.

Для государства одинаково важно стимулирование деятельности инвесторов как в социальной сфере, так и производственной. В случае последней проявляется косвенный положительный социальный эффект, поскольку работающее производство наполняет бюджет доходами от налогов и сборов, что позволит власти лучше выполнять свои социальные обязательства.

— Со времени начала рыночных реформ и по сей день говорится о снижении роли государства в регулировании экономики, о свободе бизнеса. Не помешает ли бизнесу присутствие государственного партнёра?

— Дефицит бюджета региона приводит к невозможности в полном объеме финансировать социальные объекты и оказывать качественные услуги населению. При этом развитие социальной сферы, строительство общественной инфраструктуры – прежде всего задача региональных и местных властей. Однако, когда инфраструктура нужна не только населению, но и интересна инвестору, важно и нужно привлекать и частное финансирование.

Если мы говорим о жилищном строительстве, создании новых объектов промышленного производства, то присутствие государственного партнера только выгодно бизнесу. За счет государства могут предоставляться земельные участки, полностью или частично финансироваться строительство инженерно-технической, энергетической, железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, необходимой для функционирования промышленных объектов. В отличие от схемы приватизации здесь инфраструктура остается в государственной собственности. Бюджетные инвестиции с лихвой окупаются за счет будущих налоговых поступлений от прибыли, получаемой в результате развития промышленного производства, принадлежащего частному инвестору.

Это и есть основная задача нового закона: привлечь частный капитал в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов в условиях ограниченного бюджетного финансирования.

— В каких, по Вашему мнению, сферах экономики прежде всего необходимо деловое сотрудничество государства и частной инициативы?

— За рубежом государственно-частное партнерство наиболее востребовано в таких отраслях, как образование, здравоохранение, дорожное хозяйство (транспорт) и ЖКХ. В России пока преобладает партнерство при строительстве автомобильных дорог и в коммунальной сфере. В перспективе схема ГЧП должна активнее внедряться для строительства медицинских и образовательных учреждений, модернизации систем водоснабжения и водоотведения, создания заводов по переработке твердых бытовых отходов и др. Не исключается внедрение за счет ГЧП инновационных проектов совершенствования производства.

Новая инфраструктура, созданная на принципах ГЧП, должна в большинстве случаев являться «опорной» для промышленных отраслей и способствовать развитию добывающих и других производств. Это то направление, которое сейчас начали активно развивать в Еврейской автономной области.

В сфере сельского хозяйства законом предусмотрены соглашения о ГЧП в производстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции. Это также актуально для нашей области.

Нужно помнить, что объекты ГЧП всегда связаны с расходными обязательствами государства и муниципалитетов или приоритетными национальными задачами развития. Бизнес может быть не заинтересован в инвестировании в такие объекты без достаточных гарантий со стороны государства и муниципалитета. А для последних содержание многих объектов уже сейчас стало бременем, требующим регулярных расходов без видимого социального и материального результата.

— Сергей Александрович, есть примеры государственно-частного партнёрства, уже реализуемые на территории ЕАО, других субъектов Федерации?

— На территории ЕАО на принципах ГЧП реализуется проект возведения железнодорожного моста через Амур и строительства левобережных подходов к нему. В перспективе рассматривается модернизация на условиях ГЧП участка железной дороги Биробиджан – Ленинск. В непосредственном окружении ЕАО среди значимых инфраструктурных проектов ГЧП можно назвать строительство терминала по перевалке угля в порту Ванино, строительство нового пассажирского терминала в международном аэропорту Владивостока. В Дальневосточном федеральном округе законы о ГЧП приняты и действуют в Республике Саха (Якутия), Амурской области. В ближайшее время ожидается принятие закона об участии в проектах ГЧП в Приморском крае. Это естественная реакция на вызовы времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *