Последнее звено трагедии

Последнее звено трагедии

Сегодня, третьего числа месяца тишрей, вслед за Рош а-Шаной в еврейском календаре наступил пост Гедальи

(Гедальяу).

Среди евреев известна одна старая шутка: «Ты постишься в пост Гедальи?» – «А если бы меня убили, он бы постился?». Кто такой Гедалья, и почему один из шести дней постов в иудаизме и один из четырех постов, установленных пророками в память о разрушении Храма, посвящен гибели этого, казалось бы, не самого знаменитого человека, попробуем разобраться

Предыстория

 

Крушение древнего еврейского мира, названное Вавилонским пленением, произошло не за один день. Сначала ассирийцы уничтожили северное Израильское царство. Южное, Иудейское в 604 году попало в вассальную зависимость к Вавилону. Несколько лет иудейские цари пытались восставать против Вавилона, но кончалось все одним поражением за другим, и в наказание вавилоняне в 597 году отправили в изгнание иудейского царя и мастеров-ремесленников, а в 586-м – разгромили Святой город, уничтожили Иерусалимский Храм и отправили в изгнание более заметную группу евреев.

И все же большая часть еврейского народа все еще оставалась на своей земле. Царь Невухаднецар (Навуходоносор) разрешил простым евреям остаться в Иудее, чтобы пахать землю и ухаживать за своими виноградниками. Вавилонским наместником в Иудее стал Гедалия бен Ахикам, которому предстояла нелегкая участь – быть посредником между еврейским народом и могущественным Вавилоном и, лавируя, попытаться сохранить остатки иудейской независимости.

Два месяца

надежд…

 

Гедалья происходил из влиятельной, знатной и богатой семьи. Его дед Шафан был писцом царя Йошияу, а отец – царедворец Ахикам – упомянут в библейском тексте в качестве спасителя пророка Ирмияу, которого недовольная толпа пыталась растерзать за предсказание о скором разрушении Храма.

Наместник Гедалья выбрал в качестве временной столицы город Мицпа, что севернее Иерусалима. Он начинает собирать все, что осталось от войны, призывает крестьян возвращаться в поля, обещая мир и покой. «Не бойтесь служить халдеям! Оставайтесь в Стране, служите царю Вавилона, и будет вам хорошо. А я – вот живу в Мицпе, готовый стоять перед халдеями, которые придут к нам», – взывал Гедалья. На его призывы откликается не только простой люд, убежавший в соседние страны, но и воины, и пророк Ирмияу.

Гедалья был праведным евреем, он заботился в первую очередь о благе народа, был готов защищать его перед чужеземной властью и в этих тяжелых условиях пытался восстановить нормальную жизнь в Стране Израиля – в тот год евреи собрали большой урожай. Согласно Танаху, правление Гедальи в Мицпе продолжалось недолго – около двух месяцев после завоевания Иерусалима и разрушения Храма.

… и их крушение

 

Возрождение нового «еврейского государства» многим оказалось не по душе. Соседние царьки и старая еврейская аристократия посчитали Гедалью попросту выскочкой. Во главе недовольных встал потомок царского рода по имени Ишмаэль. В Мицпу он прибыл, чтобы убить Гедалью. Несмотря на то что наместника неоднократно предупреждали о преступном замысле, тот боялся поверить клевете и предпочел рисковать, но не обидеть невинного подозрениями – он не верил, что еврей может убить еврея. Ишмаэль пришел с десятью людьми к Гедалье и после почетного приема и трапезы в день празднования Рош а-Шаны убил его, его приближенных и халдейский гарнизон. После известия о смерти люди в панике разбежались, несмотря на все уговоры пророка Ирмияу. Он, пророчествуя о разрушении Храма, падении Иерусалима и конце царства, надеялся, что народ все же избежит изгнания и останется на своей земле – пусть покоренным и избитым, но дома. Случилось иначе – и именно из-за Ишмаэля. Эта трагическая неудача на столь важной исторической развилке – первая из причин, почему еврейские мудрецы установили пост в этот день.

Брат на брата

 

Это убийство – особый случай в еврейской истории, несмотря на то, что в разных источниках указываются противоположные мотивы Ишмаэля, князя из рода Давида. Среди них, например, такой – защита легитимной с позиций Торы власти дома Давидова от «выскочки-узурпатора» Гедальи, пошедшего на открытое сотрудничество с вражеским Вавилоном, только что уничтожившим Иерусалимский Храм. Мудрецы, устанавливая пост в память о Гедалье, хотели напомнить нам: поднявший руку на брата – убийца вне зависимости от мотива, и участь его всегда плачевна. Даже если он убивает ради святых целей – свободы и избавления. Такие средства не оправдывает никакая цель.

Могла быть и цель иная. По мнению комментаторов, упоминание о его происхождении указывает на другую подоплеку убийства Гедальи: Ишмаэль считал, что власть должна принадлежать ему самому, потомку царского рода. Так, в рассказе об убийстве Гедальи в Танахе нет никаких указаний на то, что Ишмаэль пытался оправдать свои действия патриотическими аргументами или обвинял Гедалью в сотрудничестве с вавилонскими властями.

Не слушая

«клевету»

 

Когда мудрецы Талмуда объясняют, почему был установлен пост в этот день, они подчеркивают праведность Гедальи, говоря: «Смерть праведников равноценна сожжению Храма» (Рош а-Шана, 18б).

Признавая его заслуги, мудрецы критикуют его за чрезмерную доверчивость, неуместное благочестие. Он должен был прислушаться к советам, но не сделал этого, проявив излишнюю праведность, – посчитал предупреждение об истинном умысле Ишмаэля злословием. Писание возлагает на него ответственность, как будто это он убил евреев, он виновен в произошедшем. Со смертью Гедальи погасла последняя искра еврейской государственности в Эрец Исраэль и служения Тв-рцу без помех, едва тлевшая после разрушения Первого храма

Еще одно

предсказание

 

Убийство Гедальи и расправа с вавилонским гарнизоном должны были вызвать гнев Невухаднецара к остаткам населения в Мицпе. Единственной пристанью спасения, казалось, был Египет. Народ попросил совета у пророка Ирмияу. Тот огласил послание от                 Вс-вышнего, в котором предостерег от похода в Египет – Б-г обещал обеспечить народу хорошую жизнь в обетованной земле. Он предупредил, что осталось недолго ждать, когда Египет будет побежден и уничтожен Невухаднецаром. Но слова Ирмияу не были услышаны. Еврейские беженцы поселились в Египте и вскоре отказались от своей веры.

Несколько лет спустя в Египте произошел переворот, был убит фараон Хофра. Невухаднецар тотчас же воспользовался этими беспорядками. Он вторгся в Египет и разрушил его, большинство еврейских беженцев погибло во время этого нападения и войны. Таким образом, ужасное предсказание Ирмияу снова сбылось.

В память об убийстве Гедальи и трагедии, которая последовала за ним вскоре после разрушения Храма, был установлен пост, который носит имя праведника. Считается, что убийство Гедальи произошло в день Рош а-Шаны, первого тишрея, но пост был установлен третьего тишрея, так как в праздничные дни поститься запрещено.


Эсти Блюм

По материалам сайтов lechaim.ru и jewish.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 − два =