Православие в ЕАО: от разрушения до возрождения

Православие в ЕАО: от разрушения до возрождения - Кафедральный собор в Биробиджане

Николая Немаева

Кафедральный собор в Биробиджане

22 года назад в ЕАО было положено начало возрождению веры Христовой и строительству православных храмов

В 1990 году в Еврейской автономной области произошло знаковое событие, которое, правда, осталось незамеченным широкой общественностью. Во всяком случае, ни одно из местных средств массовой информации о нем даже не упомянуло. Речь идет о том, что после многих десятилетий гонений и запретов на территории ЕАО начала возрождаться Русская Православная Церковь. Вот как это выглядело в следующем документе:

«Решение Хабаровского крайисполкома № 162 о регистрации религиозного общества РПЦ в г.Биробиджане. г.Хабаровск, 25 июня 1990 г.

Рассмотрев заявление верующих граждан о регистрации в г.Биробиджане Еврейской автономной области религиозного общества Русской Православной Церкви и решение исполкома Совета народных депутатов Еврейской автономной области от 10 мая 1990 года № 103, исполнительный комитет краевого Совета народных депутатов решил:

1. Представить в Совет по делам религий при Совете Министров СССР материалы к регистрации в г.Биробиджане Еврейской автономной области религиозного общества Русской Православной Церкви.

2. Разрешить вновь организованному обществу верующих Русской Православной Церкви приобрести, с последующим переоборудованием, здание под молитвенный дом.

Председатель исполкома В.В.Литвинов

Управляющий делами исполкома В.Г.Шуменко».

Область, входившая тогда в состав Хабаровского края, выполнила указания крайисполкома. Под временный молельный дом был передан православному обществу один из освободившихся детских садов. Хабаровская епархия направила в Биробиджан дипломированного священника. А через несколько лет в областном центре был построен в стиле русского церковного деревянного зодчества Святоникольский храм. Впервые после ликвидации всех приходов, действовавших до Октябрьской революции на территории будущей ЕАО, люди услышали перезвон церковных колоколов… Следует подчеркнуть, что автономная область была одним из немногих регионов в России, в котором к 1990 году не было ни одного православного храма: церкви были закрыты в 20-30-х годах. Итоги «крестового похода» против православия были подведены в 1936 году. Вот еще один документ: «Информация облисполкома ЕАО в Хабаровский крайисполком. 20 мая 1936 г. Секретно.

По Еврейской автономной области было 26 молитвенных зданий, из них закрыто на 1 января 1936 г. 26. Переоборудовано под культурно-просветительские учреждения — 24, занято под торговое предприятие — 1 и складское помещение — 1.

Зарегистрированных служителей культа разных течений не имеется».

Победа над «религиозным мракобесием» оказалась в ЕАО полной и безоговорочной. Православные храмы, хоть и не в таком количестве, как до 1918 года, сохранились в Хабаровске, Благовещенске, Уссурийске, Владивостоке, в ряде других крупных городов Дальнего Востока. Область была «очищена» не только от христианских культовых сооружений. Верующим других конфессий также запрещалось иметь религиозные здания. Так, пресекались попытки верующих евреев иметь хотя бы в Биробиджане собственную синагогу. Ее разрешили открыть здесь лишь в 1947 году, и то только после настойчивых требований общественного благотворительного фонда «АмБиджан» (Америка-Биробиджан), который пригрозил прекратить социальную помощь области. Для синагоги был приобретен частный дом.

Всех верующих — православных, иудеев, баптистов, адвентистов Первого дня, адвентистов Седьмого дня, что называется, «загнали» в жилые дома, квартиры, в которых молельные службы проходили тайно. Кроме названных представителей религиозных обществ, имевших официальную регистрацию, возникали группы деструктивных сект: пятидесятники-трясуны, хлысты, духоборы, дырники, иеговисты… В их сети нередко попадали в том числе православные верующие, лишенные права свободно посещать церкви и молельные дома.

При этом православная вера на территории области была окружена «особой заботой и вниманием» борцов с религиозными проявлениями. Предлагаем читателям еще один документ, подтверждающий это: «Из справки о религиозной ситуации в Еврейской автономной области, адресованной в Хабаровский крайком ВКП(б). 28 октября 1950 г. Секретно.

В связи с приездом в Еврейскую автономную область большого числа переселенцев из Черниговской, Каменец-Подольской и Винницкой областей значительно возросло религиозное движение православно верующих. Например, по Сталинскому району: колхоз им. Чкалова (с.Самара), колхоз «Красное знамя» (с. Добринское) — все вновь прибывшие переселенцы имеют большое влияние на старых колхозников, которые до приезда не верили, сейчас верующие собираются группами и молятся.

В Ленинском районе в колхозе им. Калинина недавно все переселенцы, православно верующие, собрались группой до 40 чел., молились, совершали религиозные обряды.

В общем, большинство переселенцев, как русские, так и евреи, все, без исключения, — верующие, не только взрослые, но молодежь и дети.

В 1949 году в Еврейскую автономную область приезжал православный священник, который был в Биробиджанском, Ленинском и Смидовичском районах, крестил детей. Многие руководители из местных советских, партийных органов видели этого священника в полном облачении, но никакого внимания не обратили, не поинтересовались, зачем он приехал и что здесь делает. Пока с этим злом мирятся местные советские и партийные органы, эта эпидемия религиозного дурмана будет расти.

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при СМ СССР по Хабаровскому краю Б. Гребенников».

Такова вкратце история ликвидации и возрождения в ЕАО веры Христовой. Начиная с 1918 года, власть руководствовалась установкой Карла Маркса, утверждавшего, что религия — это опиум народа. А раз так, то народ следует избавить от этой «отравы». Между тем именно православная вера во всей тысячелетней истории Руси была духовной опорой государства и народа и его нравственной силы. Можно привести лишь один пример. В отчете штаба Амурского пешего казачьего батальона за 1868 год указывалось, что в этот период во всех казачьих станицах (а казаки были православные) на территории будущей ЕАО было совершено всего пять преступлений: четыре мелкие кражи и нанесение женщине из ревности ножевого ранения. В православных семьях никогда не бросают ни детей, ни стариков. Еще один пример. Когда началась Великая Отечественная война, иерархи Русской Православной Церкви обратились к верующим с призывом встать на защиту Отечества. И люди, забыв гонения, унижения, разрушения храмов, репрессии против священнослужителей, взяли в руки оружие, выполнив свой священный долг — отстоять свободу Родины.

Зарегистрированное в 1990 году в Биробиджане православное общество со временем преобразовалось в епархию с религиозными полномочиями на территории всей ЕАО. Вслед за Святоникольской церковью был возведен Благовещенский кафедральный собор в областном центре, начали строиться храмы в районах автономии. Сейчас на ее территории действует восемь православных храмов. Как сообщил недавно в телеинтервью епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, строительство церквей будет продолжено.

Р.S. Процитированные в этих заметках документы взяты автором из сборника «Религия и власть на Дальнем Востоке России», изданного в 2001 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *