Праздник ДЕРЕВЬЕВ

Праздник  ДЕРЕВЬЕВ

15 швата по еврейскому календарю будет отмечаться необычная дата – Новый год деревьев

ТУ БИ-ШВАТ (в этом году он выпадает на 11 февраля) празднуется в середине месяца, в полнолуние. Месяц шват выбран не случайно – световой день прибавляется, зима начинает уступать место весне, в Израиле заканчивается сезон дождей, раннецветущие деревья пробуждаются от зимнего сна и начинают новый цикл плодоношения.

В древнем еврейском государстве, как и предписывает Тора, жители ежегодно отделяли десятинy (маасер) от yрожая плодов в дар священникам и левитам, занятым службой в Храме и не имевшим собственных земельных наделов, а также жертвовали десятинy урожая в пользу бедныx. Поскольку такое пожертвование должно было производиться ежегодно, то нельзя было отделять десятинy от yрожая одного года в счет yрожая дрyгого года. Ту би-Шват как раз «помогал» разделять урожаи разных лет.

 Возникновению этого праздника способствовало еще одно обстоятельство: закон запрещал использовать плоды дерева на протяжении первых трех лет его плодоношения. Для этого необходимо было точно знать возраст дерева – установить его «день рождения». Им и признается Ту би-Шват.

Новый год деревьев отмечается с незапамятных времен, хотя о праздновании Ту би-Швата нет предписаний в Торе, но он упоминается в Мишне (собрание Устного Закона, включающее Мидраш, Галаху и Агаду, древнейшая часть Талмуда). Там он называется Рош а-Шана ле-иланот – в дословном переводе «Новый год деревьев».

После разрушения Второго Храма в 70 году н.э. многие евреи были вынуждены покинуть Святую Землю. Со временем все больше евреев переселялось в страны с суровым климатом и холодными снежными зимами. О празднике Ту би-Шват забыли на много столетий. Лишь в XVI веке о нем вспомнили цфатские каббалисты. Для них этот день стал праздником, напоминающим о мистической связи еврейского народа с Землей Израиля. В этих же кругах возник обычай устраивать в этот день специальную праздничную трапезу – Седер Ту би-Шват, по аналогии с пасхальным седером. Однако эта традиция не получила всеобщего распространения.

За годы опустошений и войн в Израиле были уничтожены многие леса и рощи, земля постепенно превратилась в пустыню. С возникновением сионистского движения начался новый этап в истории развития этого праздника. Евреи, вернувшиеся в землю своих отцов, начали бороться с опустыниванием и стремились превратить страну в цветущий сад. 15 швата 5650 года по еврейскому календарю (в 1890 году) директор школы, писатель и историк Зеев Явиц первым со своими учениками ввел новую традицию Ту би-Швата – массово сажать деревья в этот день. А цветущее миндальное дерево стало символом праздника.

В ашкеназских общинах 15 швата на стол подавали фрукты, причем особое предпочтение отдавали плодам, которыми славилась Земля Израиля. Правда, сделать это было непросто, поскольку Ту би-Шват в Восточной Европе приходится на середину зимы – время, когда фруктовые деревья еще спят в ожидании весны. Поэтому в диаспорах нередко обходились сушеными плодами или же подавали на стол стручки рожкового дерева, многократно упоминавшегося в Священном Писании и Талмуде.

 По разным традициям, на праздничном столе должно быть семь, пятнадцать или даже пятьдесят видов плодов. В Новый год деревьев принято есть плоды, которыми Тора прославляет Израиль – виноград, инжир, гранаты, маслины, финики и другие.

Кстати, по преданию, именно в Ту би-Шват в Земле Израиля завязываются этроги – цитрусовые плоды, необходимые для исполнения заповеди о «четырех растениях» праздника Суккот. Поэтому существует хасидский обычай молиться в этот день о том, чтобы удостоиться чести приобрести на будущий год хороший, красивый этрог. А в некоторых общинах также было принято пятнадцатого швата есть варенье, сваренное из этрогов.

Согласно одному из мнений, Ту би-Шват – не просто «Новый год», но и «Судный день» деревьев. В этот день Вс-вышний решает, каков будет урожай фруктов на будущий год. И поскольку «благотворительность отменяет суровый приговор», в этот день принято делать пожертвование – маасер. Некоторые стараются при этом дать сумму, кратную 91, в соответствии с гематрией слова «илан» – «дерево» (гематрия – один из способов раскрытия тайного смысла слова, когда каждой букве еврейского языка соответствует некоторое число).

В целом же у человека много общего с деревом. Так же, как и дерево, человек силен своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу и дереву, и человеку. Крона дерева – как жизнь человека, плоды дерева – как дети.

В последнее время празднование Ту би-Швата обрело дополнительный смысл. Неделя, на которую выпадает праздник, стала временем походов и экскурсий, призванных разбудить в людях любовь и бережное отношение к природе. Особой популярностью Новый год деревьев пользуется у сторонников природоохранных организаций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *