Праздник весны и свободы

Евреи всего мира отмечают на этой неделе Песах. Пасхальный седер провели и в Биробиджане

Песах (в переводе с иврита — «миновал») — главный иудейский праздник в память об Исходе еврейского народа из Египта. Начинается он четырнадцатого числа весеннего месяца нисан и отмечается в течение семи дней в Израиле и восемь дней — вне Израиля.

В дни праздника нельзя употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске. Вместо них принято есть мацу — пресный хлеб.

Песах наряду с Суккотом (праздник шалашей) и Шавуотом (пятидесятница — получение Торы на горе Синай) — один из трех паломнических праздников. Хотя, в отличие от двух последних, он не связан с земледелием. В Израиле в Песах устраивают массовые экскурсии и прогулки по всей стране и в Иерусалим, воспроизводя таким способом древнее паломничество.

Во время Песаха к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть хамецом в любом виде. Это носит сакральный смысл. Маца может храниться вечно, а дрожжевой хлеб портится через несколько дней. Поэтому смысл праздника — убрать из души и сердца все, что вызывает брожение и порчу, оставив лишь чистое и вечное.

После наступления темноты 14 нисана проводится поиск квасного. Глава семьи обходит все комнаты, читая благословение, проверяя, чтобы нигде не осталось крошек хамеца. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски со свечой. Есть также традиция прятать в доме десять кусочков хлеба, завернутых в целлофан или фольгу, чтобы благословение не пропало даром. Наутро все найденные квасные продукты сжигаются. Глава семьи объявляет любой хамец, который не был найден, ненужным и подобным праху земному.

Из-за строгого отделения хамеца на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Или же семьи кошеруют имеющуюся посуду.

Центральное событие праздника — пасхальный вечер — седер (в переводе с иврита — порядок). Проведение седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов. В эту ночь евреи читают пасхальную Агаду, где рассказывается об Исходе из Египта, узнают, как правильно провести пасхальную трапезу в соответствии с традицией.

Во время седера принято выпивать четыре бокала вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть седера.

Над первым бокалом вина или виноградного сока читают кидуш — благословение, а затем его выпивают. После ритуального омовения рук съедают карпас — маленький кусочек вареного картофеля или репчатого лука, окуная его в соленую воду. Это служит напоминанием о слезах, пролитых еврейским народом в рабстве.

На стол кладут, один на другой, три листа мацы. Среднюю мацу ломают, меньшую ее часть кладут между двумя целыми листами. Большая часть разломанного листа мацы (афикоман) заворачивается в салфетку и откладывается до конца седера. После очередного омовения рук едят мацу. Затем участники седера вкушают марор (листья салата или тертый корень хрена), окуная его в харосэт (смесь из тертых яблок, груш и орехов, заправленных красным вином). Они символизируют горечь и тяжесть египетского рабства. И только потом приступают к праздничной трапезе. Последним съедается афикоман — кусочек мацы, в начале седера завернутый в салфетку. Выпивают третий и четвертый бокалы вина. Затем наливают Бокал пророка Элияу и оставляют его нетронутым. По преданию, душа пророка спустится в материальный мир, чтобы стать предвестником наступления эры Избавления.

Пасхальный седер проходил в Биробиджане два дня — члены общины и гости праздника собирались в ресторане «Театральный» 25 и 26 марта. Двести человек отметили один из самых значимых еврейских праздников. Ведущим седера был раввин ЕАО Эли Рисс. Он читал пасхальную Агаду и совершал благословения.

Завтра для малышей из детского сада «Менора» воспитатели проведут познавательный урок, где познакомят ребят с историей и обычаями этого праздника. Прикоснуться к традициям Песаха смогут и их родители.

Маленькие биробиджанцы приобщались к празднику со вкусом. Воспитанники детского сада «Менора», детского дома № 2, ученики начальных классов первой городской школы накануне Песаха учились печь мацу. Такие необычные кулинарные уроки в шаббатном зале общины «Фрейд» проходят ежегодно и каждый раз вызывают бурный отклик у детей. Они не только сами готовили пресные лепешки и угощались ими, но и слушали рассказ раввина ЕАО Эли Рисса об истории и традициях праздника Песах.

Мацу, изготовленную промышленным способом в Москве, получили все благополучатели биробиджанской еврейской общины «Фрейд». Желающие также смогли приобрести ее за деньги.

Много интересных и необычных блюд можно приготовить из мацы и мацовой муки. Предлагаем вам попробовать некоторые из них.

КУБЕ ИЗ МАЦОВОЙ МУКИ

Для теста: 1 кг мацовой муки, 2,5 ч.л. соли, 1 ч.л. черного молотого перца, 4-6 стаканов воды. Для мясной начинки: 2 луковицы, 500 г мясного фарша, 50 г кедровых орехов, соль, черный перец — по вкусу. Для овощной начинки: 2 луковицы, 1 баклажан, 300 г шампиньонов, растительное масло, соль, черный перец — по вкусу.

Смешать в тарелке все ингредиенты для теста. Добавить воду, пока тесто не станет мягким (мука из мацы, в зависимости от сорта, требует много воды). Замесить тесто.

Для приготовления начинки (мясной или овощной — на ваш выбор): разогреть в сковороде растительное масло и обжарить лук до золотистого цвета, добавить туда же фарш (или овощи) и тушить, помешивая, на малом огне примерно 10 минут, пока не выпарится мясной сок (в овощном варианте — до мягкости баклажан).

Взять кусочек теста смоченными в воде руками и скатать «колбаску» длиной примерно 7 см. Пальцем сделать в ней углубление по всей длине и заполнить его полной чайной ложкой начинки. Слепить, мокрыми руками загладить шов и придать округлую форму.

Разогреть масло в глубокой сковороде и жарить кубе до золотистого цвета. Готовые шарики выложить на бумажные полотенца, чтобы удалить излишки жира. 

КУГЕЛЬ С МАЦОЙ И ЛУКОМ

500 г мацы, 3-4 луковицы, растительное масло, 500 мл горячего куриного или грибного бульона, 3 яйца, соль, черный перец по вкусу.

Разогреть духовку до 200 градусов. Разломать мацу на маленькие кусочки и разложить на противне в один слой. Запекать 5-10 минут, часто поворачивая.

Разогреть масло, добавить порезанный лук и обжаривать 10 минут до мягкости. Приправить солью и перцем.

Положить поджаренную мацу, лук и бульон в блюдо для духовки, перемешать, добавить взбитые яйца и снова перемешать. Приправить солью и перцем.

Запекать 25-30 минут до мягкости и золотистой корочки. Подавать сразу же.

ИМБЕРЛАХ

400-500 г мацы, 1 стакан меда, 2/3 ч.л. имбиря, 1,5 ст.л. оливкового масла.

Разломать мацу на маленькие кусочки. В кастрюлю поместить мед и разогреть его на медленном огне, пока он не станет жидким. Добавить имбирь и масло, немного увеличить огонь и добавить мацу. Огонь должен быть таким, чтобы мед в кастрюле кипел. Варить мацу, периодически помешивая, пока она не приобретет золотисто-коричневый цвет.

Выключить огонь и осторожно лопаткой выложить мацу на смоченную водой доску. Выкладывать нужно ровным слоем в 1 см толщиной. Дать маце остыть и нарезать полученный продукт на небольшие ромбик 

ШОКОЛАДНЫЕ РУЛЕТИКИ С «ПЬЯНОЙ» МАЦОЙ

8 пластинок мацы, 1 стакан красного сладкого вина, 1 стакан сахара, 1/2 стакана молока, 200 г горького шоколада (можно 50:50 горького и молочного), 2 ст.л. какао, 1 ч.л. порошка растворимого кофе, 200 г сливочного масла, 3 ст.л. бренди или шоколадного (или апельсинового) ликера.

Мацу раскрошить в большой тарелке и залить вином.

В кастрюльку влить молоко, добавить перемешанный с какао сахар, наломанный кубиками шоколад и на медленном огне довести до кипения. Убавить огонь до минимума и добавить сливочное масло, перемешать. Снять с огня, добавить бренди или ликер, перемешать.

В тарелку с мацой вылить шоколадную смесь, тщательно перемешать. Массу разделить на две части. Каждую выложить на лист фольги, смазанный маслом, и скатать в виде рулета. Дать остыть до комнатной температуры и положить в морозилку. С застывших рулетов удалить фольгу, нарезать и разложить в бумажные розетки.

Факты из книги Ефима Кудиша "Театральный Биробиджан"

У истоков театральной жизни Биробиджана стоял писатель Эммануил Казакевич. В 1933 году он стал первым директором Биробиджанского государственного еврейского театра
Биробиджанский ГОСЕТ им. Л. Кагановича просуществовал до декабря 1949 года. За это время на его сцене было поставлено более 30 спектаклей — «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема, «Руви Бурлас» Рабинкова, «Молоко и мед» Э.Казакевича и другие.
В труппу театра входили приехавшие из Москвы актеры Михаил Шейн, Иосиф Гросс, Юлия Гуревич, Яков Абрамович, Моисей Шолковер, Яков Рубин, Шура Басихер, Яков Розенфельд и Шеля Мирецкая.
11 декабря 1949 года театр прекратил существование. А в Биробиджане был создан народный еврейский драматический театр. Костяком нового театрального коллектива стали Михаил Бенгельсдорф, Абрам Гершков, поэтесса Любовь Вассерман, Залман Шувал, Хая Эпштейн, Илья Коневский и Белла Фельдман.
В ноябре 1967 года труппа театра благодаря спектаклю «Гершеле из Острополья» стала лауреатом Всероссийского смотра самодеятельных коллективов, а сам театр подтвердил звание народного.
В марте 1977 года Совет Министров РСФСР принял постановление «Об организации Камерного еврейского музыкального театра в Биробиджане». Главным режиссером театра стал композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР Юрий Шерлинг.
В репертуаре КЕМТа были народные сцены М. Глуза «Ломир алэ инэйнэм» («Давайте все вместе»), опера-балет Ю. Шерлинга и М. Глуза «Последняя роль», музыкальное представление «Родом из детства», поставленное по повести Шолом-Алейхема, опера «Тевье из Антеевки».
На юбилейных торжествах, посвященных 50-летию ЕАО, КЕМТ впервые показал на сцене областной филармонии оперу-песню Ю. Шерлинга и М. Глуза «Золотая свадьба». Это был спектакль о первостроителях области.
22 февраля 1995 года Законодательное Собрание народных депутатов ЕАО приняло решение — в связи с отсутствием средств в бюджете просить Министерство культуры РФ рассмотреть возможность передать театр городу Москве или в непосредственное подчинение Министерству культуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *