Премьеры КЕМТа шли только в Биробиджане

Премьеры КЕМТа   шли только в Биробиджане - Сцена из оперы-мистерии «Черная уздечка белой кобылице»

Сцена из оперы-мистерии «Черная уздечка белой кобылице»

Находясь в Москве, Камерный еврейский музыкальный театр  считался культурным достоянием ЕАО

 Шел  1977 год. Руководство ЕАО и Хабаровского края,  куда входила область, обратились в Министерство культуры РСФСР с предложением открыть в Биробиджане профессиональный театр. Предложение было рассмотрено и в июле того же года Совет министров РСФСР принял решение об организации в г. Биробиджане ЕАО Камерного еврейского музыкального театра.

Однако, из-за отсутствия в Биробиджане необходимых творческих и технических кадров,  стационарного помещения для работы, неготовности города  обеспечить работников театра жильем и по ряду других причин работа по созданию театра с согласия областных и краевых организаций была развернута в  Москве. В подготовительный период была сформирована труппа театра из ста двенадцати человек.  Увы,  биробиджанцев  среди них не было. Театр разместился в здании бывшего кинотеатра «Таганский».

Открытие КЕМТа состоялось 10 ноября 1978 г. постановкой пьесы  «Черная уздечка белой кобылице». Первыми ее увидели биробиджанские зрители, отзывы о ней были самые восторженные. За десять дней пребывания в Биробиджане театр показал спектакль пять раз.

Эта опера-мистерия была принята Государственной комиссией, которая отметила положительные стороны спектакля, большую работу коллектива театра и главного режиссера Юрия Шерлинга.

С самого начала своей деятельности КЕМТ работал в сложных условиях. Проблемы были с актерским составом, реквизитом, костюмами. И костюмы, и декорации приходилось заказывать в театральных мастерских Ленинграда, комбинатах и фабриках городов Горького и Вильнюса. Сложности возникали и при записях фонограмм к новым спектаклям. Все эти вопросы решались с огромным трудом.

В 1979 году театр, несмотря на все трудности,  успешно провел гастроли в городах Белоруссии, Прибалтики, Урала, Дальнего Востока. Были восстановлены сцены из спектакля «Стемпеню», пьеса «Андро и Сандро», спектакль «Тевье-молочник», поставленный к 120-летию Шолом-Алейхема.

Премьера спектакля «Ломир алэ инейнэм» «Давайте все вместе» состоялась в  Биробиджане и была высоко оценена и зрителями, и местной прессой.

Репертуар театра постоянно расширялся. В 1979 году актеры  работали над мюзиклом «Скрипач на крыше»,  оперой-сказкой для взрослых «Хеломские мудрецы» и оперой-ораторией  «Бар-Кохба». С американской фирмой «Даймс групп корпорейшн» был заключен контракт на поставку звукоакустического оборудования. В целях активной пропаганды еврейской национальной культуры  среди населения СССР и за рубежом по указанию председателя Гостелерадио, был снят видеофильм первого спектакля театра «Черная уздечка белой кобылице».  По предложению театра Министерство культуры РСФСР рассматривало вопрос об открытии в 1980 году в Государственном институте театрального искусства имени Луначарского  специального курса для последующего целевого направления выпускников в труппу Камерного еврейского музыкального театра.

1980 год по-прежнему оставался сложным в жизни КЕМТа. Санитарная инспекция не раз закрывала здание репетиционной базы, поэтому репетиции срывались. Трудности переживал театр и в своей гастрольной деятельности. Не будучи включенным в гастрольный план на 1980 год, театр был вынужден  на свой страх и риск заниматься организацией гастролей, что приводило к большим затратам труда и времени. Однако, несмотря на все сложности, театр поставил  сорок девять спектаклей в городах нашей страны.

КЕМТ получил приглашение для участия в культурной программе Московской Олимпиады, и 1 августа 1980 года в пресс-центре Олимпиады театр показал спектакль «Ломир алэ инейнэм».

Под занавес  1980 года  с огромным успехом прошли  гастроли театра в  Москве — в Государственном театре эстрады и в Доме культурных организаций Олимпиады. Спектакли КЕМТа посетило почти 8000 москвичей. В том же году завершился постановочный период в работе над новым балетом  Юрия Шерлинга  на либретто П. Маркуса   «Возращение».

В 1983 году театр направил  в управление музыкальных учреждений Министерства культуры РСФСР письмо с просьбой принять на государственный заказ для Камерного еврейского музыкального театра либретто пьесы-оратории  «Выше жизни и выше смерти», посвященной 40-летию Победы над фашистской Германией.

А к 50-летию Еврейской автономной области, которое отмечалось в 1984 году, КЕМТ подготовил оперу о жизни первых переселенцев автономии, героях Великой Отечественной войны, проживавших в области, буднях Биробиджана под названием «Золотая свадьба». Спектакль впервые прошел на сцене новой областной филармонии.

Из творческой характеристики  коллектива КЕМТа, составленной 15 февраля 1985 года: «Камерный музыкальный еврейский театр г. Биробиджана был создан в 1977 году. За минувшие семь лет театр побывал во многих городах страны, выезжал на гастроли в ГДР. Показал более 400 спектаклей, около 1,5 миллиона зрителей познакомились с творчеством молодого национального коллектива. За годы своего существования театр, поставивший себе задачу поиска ярких форм музыкального театра, создал ряд спектаклей не схожих по жанру. В репертуаре театра опера-мистерия о жизни дореволюционного местечка «Черная уздечка белой кобылице», современный философский балет — «Последняя роль», музыкальная антология еврейского фольклора «Давайте все вместе», опера по мотивам американского мюзикла «Скрипач на крыше», спектакль на современную тему «Золотая свадьба», который был приурочен к полувековому юбилею ЕАО…

За активную шефскую работу и пропаганду многонациональной музыкальной культуры театр неоднократно награждался грамотами областного управления культуры  ЕАО и ряда других областей и городов. За проведение гастролей в Армянской ССР театр был удостоен Почетной грамоты Президиума Верховного Совета Армянской ССР. Ряд своих спектаклей театр адресует молодежному зрителю. Готовится к постановке первый детский спектакль «Хеломские мудрецы», идут репетиции балета «Касриловка» на темы Шолом-Алейхема в постановке известного балетмейстера Эйфмана Б.».

И все же, все же… Вот что говорилось в характеристике дальше:

«С 1977 по 1986 год театр осуществил постановку  всего лишь десяти спектаклей. То есть в год выпускался примерно один спектакль. К работе привлекался лишь  ограниченный круг драматургов, композиторов, квалифицированных режиссеров. Авторами спектаклей «Черная уздечка белой кобылице», «Мы родом из детства», «Тевье из Анатевки», «Давайте все вместе», «Золотая свадьба», «Последняя роль» были  Юрий Шерлинг и Михаил Глуз; авторами «Тум-балалайка» – Аркадий Хайт,  Михаил Глуз и Олег Левицкий, «Танго жизни» – Михаил Глуз.  Ограничение еврейского театра лишь авторами еврейской национальности было ошибочным. Кроме этого, не имея полноценного репертуара, включающего в себя оперы, мюзиклы, музыкальные комедии, водевили, балетные спектакли, театр стал  быстро превращаться в эстрадный ансамбль».

В связи со сложившимися обстоятельствами определили проект репертуарного плана до 1989 года включительно. В нем наметили к постановке «Закат» Бабеля,  «Уриэль Акоста» Гуцкова, «Заколдованный портной» Шолом-Алейхема, «Повесть о рыжем Мотеле» Уткина.

В 1986 году гастроли КЕМТа проходили в Грузии, Армении, Милдавии, Узбекистане, Болгарии, в  Москве и  Комсомольске-на-Амуре.

В 1987 году из десяти выпущенных театром спектаклей в репертуар было включено всего шесть.  Для улучшения работы, связанной с гастрольной деятельностью театра,  Министерство  культуры РСФСР  поставило вопрос о  введении в его штатное расписание  должности заместителя директора театра по гастролям и работе со зрителем.

По  намеченному же плану новых постановок в 1988 году было  выпущено два спектакля — «Шолом-Шагал»  и капитально возобновленный «Тум-балалайка»  —  для поездки за границу.

С 1 апреля 1989 года КЕМТ одним из первых в Дальневосточном регионе перешел на новые  условия хозяйствования, лишившись поддержки из бюджета. В связи с этим изменились траты театра, состав артистов, определилась новая система планирования, образовались новые формы стимулирования. Но денег катастрофически не хватало на самое необходимое.

Ситуация напоминала ту, которая сложилась в  1949 году с ГОСЕТом, когда театр посадили на полный хозрасчет и он благополучно «скончался».

КЕМТ пытался держаться  и даже представил зрителям еще немало интересных спектаклей не только в России, но и за рубежом.

В 1993 – 1994 годах из-за острого дефицита бюджетных средств прекратились гастроли театра по стране. Два года КЕМТ не имел возможности приехать в Биробиджан.  Убытки театра превысили 140 млн  рублей.

22 февраля 1995 года в связи с отсутствием средств на финансирование  театра  Законодательное Собрание  ЕАО приняло решение ликвидировать КЕМТ и  вышло с  предложением в Министерство культуры РФ о возможности передать театр городу Москве или в непосредственное подчинение Министерству культуры.

16 июня того же года областное управление культуры своим приказом передало имущество Камерного еврейского музыального театра  Международной ассоциации развития еврейской культуры.

Так закончилась история КЕМТа, который вспыхнул яркой звездочкой  на театральном небосклоне и остался  в памяти биробиджанцев и жителей области  светлой страницей ее истории.

Людмила Стокоз, начальник отдела публикации, информации и научного использования документов  Государственного  архива ЕАО

Подготовила Ирина Манойленко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *