Приамурский синдром

Приамурский синдром

Многие жители Приамурского уже не верят, что ситуация в коммунальном хозяйстве поселка когда-нибудь наладится

В аварийном режиме

Спрыгиваю с электрички на платформу и соображаю, как же перебраться к виднеющемуся вдали зданию вокзала. Неужели «десантироваться» с двухметровой высоты и делать «марш-бросок» через рельсы? Присоединяюсь к другим пассажирам и шагаю вместе с ними к видавшему виды виадуку. Наконец оказываюсь в более безопасном участке, спрашиваю дорогу к поселковой администрации и, обходя колдобины, двигаюсь в указанном направлении. Там корреспондента «Биробиджанской звезды», заранее договорившись о встрече, уже ждет инициативная группа местных жителей. Подхожу, представляюсь, включаю диктофон. Вскоре оказываюсь в «эпицентре эмоций»…

— До середины 90-х годов прошлого века наш поселок обеспечивал отоплением завод по выпуску силикатного кирпича, — рассказывает Елена Абраменко, проживающая в многоквартирном доме № 30 по улице Вокзальной. – Потом завод обанкротился, и наша администрация посчитала, что дешевле будет построить здесь новую котельную, чем продолжать эксплуатировать заводскую. Сделали, по сути, кочегарку, в которой лопатой нужно бросать уголь, поставили там три допотопных котла – и все! В квартирах сразу стало очень холодно, мы чувствовали, что до беды – один шаг.

В ночь на 5 декабря 1997 года в поселке Приамурский произошла крупная коммунальная авария – в результате порыва водовода прекратилась подача воды в поселковую котельную и питьевой воды населению. Работа котельной была остановлена, вода из системы отопления слита. 1200 квартир с численностью жителей около 3500 человек остались без тепла и воды, в условиях низких температур часть водовода, теплотрасс и домовых систем вышла из строя.

Сюжет о замерзающем дальневосточном поселке показали по Центральному телевидению – на экстренную ликвидацию аварии привлекли значительные силы и средства, в том числе из федерального бюджета. Фактор времени играл решающую роль – альтернативные коммуникации проложили поверху – лишь бы быстрее подвести в остывшие дома тепло. В дальнейшем планировали вернуться к обычной, подземной, прокладке труб, да так все и осталось – под открытым небом. Ныне «временные» теплосети пришли почти в полную непригодность, порывы происходят постоянно.

После «черного декабря» в Приамурском, рядом со школой, построили вторую котельную – аналогичную первой. Завезли уголек, кочегарам раздали лопаты. Но коммунальные проблемы, по свидетельствам местных жителей, после этого не прекратились, а стали хроническими…

Не жизнь — а сплошные авралы

Заместитель главы администрации Приамурского городского поселения Евгений Арисов переселился в ЕАО недавно, а до этого работал в северном районе Хабаровского края. Тот период своей жизни он не забудет никогда.

— Там навигация – три месяца: что успели – то и завезли. Задачи ставятся четко. Также исполняются. Приезжают проверяющие и, если выявляют нарушения, дают сроки на исправление. Ставят человека своего, который контролирует всю работу, – попробуй только не выполни! У нас в районе такого нет. Хабаровск рядом, дорога – вот она, можно все спокойно закупить, привезти, смонтировать, но – сплошные авралы!

По словам Евгения Арисова, нынешней зимой, когда морозы достигали 35-40 градусов, температура на выходе двух котельных, обслуживающих жилфонд Приамурского, не превышала 50 градусов. Глава поселения Надежда Дегтярь сообщила о тревожной ситуации губернатору (тогда еще Волкову), в прокуратуру, в районную администрацию.

— Сюда приехали журналисты из краевого центра, люди рассказали им о том, что наш поселок замерзает, — рассказывает Елена Абраменко. — Районные чиновники выяснили, из какой газеты приехали, позвонили в редакцию и сообщили, что  жалуются какие-то смутьяны. При температуре на улице минус 25 градусов собралось порядка 50 «смутьянов», и все в один голос говорили корреспонденту: «Мы замерзаем!». Кому надо верить – народу или начальникам?

Через некоторое время я уже беседую с главой поселенческой администрации Надеждой Дегтярь. Несколько лет назад она работала в местном «Едином заказчике», поэтому особенности «коммунальной кухни» знает не понаслышке. Но и для нее стало полной неожиданностью то, что в 2007 году в Приамурском стала «рулить» новая управляющая компания — «Подряд ДВ».

— Нас поставили перед фактом: будет такая организация. Руководитель – Олег Коренев из Хабаровска. Кто он такой, мы не знали вообще. А затем в поселке появилась, кроме управляющей, и подрядная организация – ООО «ЖКХ «Амур». Директор тот же самый – Коренев, — сообщила Надежда Дегтярь. — Отопительный сезон 2007-2008 мы пережили более-менее спокойно, но ведь и зима тогда выдалась теплой – помните? «Подряд ДВ» установил котлы, которые не выдержали проверку временем – когда в прошлом году ударили морозы, они стали течь. Каждый день какой-нибудь котел бежал — тепла выдавалось ниже требуемого уровня…

Надежда умирает последней?  

Несмотря на нарушения температурного режима, коммунальщики, по словам потребителей, исправно выставляли счета за оказанные в полном объеме услуги. Более того, в квитанциях значилась услуга «холодная вода для горячей воды». Что это такое, мне рассказала Ольга Дударко, проживающая в доме № 5 по улице Молодежной.

— Из-за того, что в поселке нет системы горячего водоснабжения, многие жильцы установили за свои личные средства водонагревательные приборы. Как мне объяснили в бухгалтерии ООО «ЖКХ «Амур», такие потребители используют горячую (нагретую) воду и логично выставить им соответствующий счет. Предлагают тем, у кого все-таки отсутствует водонагреватель, написать заявление о том, чтобы им составили акт осмотра, установили факт отсутствия водонагревателя, и только после этого данные пункты уберут из счета за услуги. На мои возражения, что на такое самоуправство нет законных оснований, в бухгалтерии мне ответили: «А нам так удобно». Получается абсурд: с того, кто греет воду кипятильником в ведре, плату не берут, а с того, у кого установлен бытовой водонагреватель, взимают. Более того, есть решение Смидовичского районного суда о том, что такая услуга – незаконна, но это решение не выполняется: перерасчет не делается!

— Если «жэкэховцы» сделали бы всем снижение платы хотя бы на 20 процентов, то люди (обращений — масса) так бы не возмущались, — считает глава поселковой администрации Надежда Дегтярь. – При ледяных батареях обогревались электричеством, и счета за электроэнергию набежали у всех нешуточные. Тут в чем еще особенность? Котельные с этого года перешли к поселку, но мы не получаем ни копейки от потребителей. Все деньги за услуги ЖКХ, а это в Приамурском не меньше, чем 2,5 миллиона рублей в месяц в отопительный период, получает управляющая компания. Как этими средствами распоряжаются – непонятно… Дошло до того,  что на рождественские каникулы я лично каждый день дежурила в котельной и платила слесарям из своего кармана, чтобы те ремонтировали котлы. Иначе бы люди замерзли.

Спрашиваю мою собеседницу, а нельзя ли сменить управляющую компанию, ведь поселения наделены такими полномочиями. Получаю ответ, что работа в этом направлении ведется – после полной оценки полученного от района имущества администрацией МО «Смидовичское городское поселение» планирует провести соответствующий конкурс. Ну а что будет с потребителями? Оказывается, некоторые из жителей поселка, возмущенные произволом коммунальщиков, подали на них иски — судебные процессы начались.

Сопровождаемый местными жителями, я направляюсь в здание, которое занимает ООО «ЖКХ «Амур». Появлению корреспондента там явно не рады – сотрудники, пряча взгляды, уходят от разговора. Интересуюсь, где директор. Оказывается – в Хабаровске. «Сегодня его, точно, не будет, а мы ничего не знаем», — получаю ответ. Ольга Дударко говорит, что, хотя и живет в поселке много лет, Коренева ни разу не видела.

— Время-то уходит! Везде уже началась подготовка к отопительному сезону, а здесь ничего не делается. Лето промелькнет — как будущую зиму встречать будем? – беспокоится жительница Приамурского Елена Абраменко. – Очень рассчитываем, что найдется нормальная управляющая компания, готовая вложиться в восстановление нашего жилищно-коммунального хозяйства. Хотя, если честно, большой надежды нет.

Кстати

Как сообщает сайт областной прокуратуры, по требованию прокуратуры Смидовичского района ООО «ЖКХ «Амур» привлечено к административной ответственности за нарушение требований водного законодательства. По результатам проверки, проведенной с областным управлением Росприроднадзора, установлено, что «ЖКХ «Амур» не имеет разрешения на право пользования водными объектами для сброса сточных вод на участках водоотведения в поселках Приамурский и имени Тельмана. Управление Росприроднадзора признало юридическое лицо виновным и назначило наказание в виде штрафа на сумму 10 тысяч рублей. Смидовичский районный суд удовлетворил требования прокуратуры, обязав предприятие в срок до 1 сентября 2010 года получить решение правительства ЕАО о предоставлении в пользование водных объектов: рек Амур и Тунгуска.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *