Пригласите меня куда-нибудь поиграть

Пригласите меня куда-нибудь поиграть

Фото из личного архива В. Рекрута

Новый режиссер театра «Когелет» ищет себе места на сцене

Биробиджанский еврейский народный музыкально-драматический театр «Когелет» за свою историю пережил многое: взлёты и падения, внутренний кризис и многое другое. И вот недавно состоялась премьера спектакля «Наш класс. История в 14 уроках», который получил массу положительных отзывов от зрителей. Какими силами готовился этот спектакль? Увидим ли мы эту постановку ещё раз? Об этом разговор с новым режиссёром театра Виктором Рекрутом.

От вахтёра до режиссёра

— Виктор, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в театр?

— В 2005 году я совершенно случайно попал в районный Дом культуры посёлка Смидович. Мы весёлой дворовой компанией прогуливались по посёлку. И тут мои друзья куда-то засобирались. Я поинтересовался – куда. Оказалось, что они направлялись создавать шоу-группу «Пельмени»!

— Интересное название!

— Почему «Пельмени» – я до сих пор не знаю. Вот честно! (Смеётся.) Зато я их спросил: «А можно с вами?». А мои товарищи: «Ну пошли». Тогда режиссером РДК был Владимир Викторович Бирюков – создатель народного театра современной пьесы «Седьмое чувство». Он посмотрел на меня и дал первую миниатюру. Ну а далее понеслось… Так и втянулся. Впоследствии меня пригласили на работу в районный ДК.

— Вы изначально стали работником культуры?

— Вообще, мне поначалу предложили работу… вахтёра. Потом освободилась ставка киномеханика. Потом уже, скажем так, пошел по карьерной лестнице: методист, старший методист… В том же 2005 году мне предложили поступить в Биробиджанский областной колледж культуры, потому что у меня на тот момент не было образования для работы в данной сфере. Не задумываясь, согласился. Получил образование в 2009 году по направлению «социально-культурная деятельность и народное художественное творчество». После этого вернулся на свою малую родину. Владимир Викторович Бирюков к той поре уволился и уехал из Смидовича в Хабаровск. Театр пустовал, режиссёра нет. И мне предложили занять эту должность, как воспитаннику театра. Я взялся, но с опаской.

— А как у прежнего руководителя сложилась судьба, Вы знаете?

— У него всё прекрасно! В краевом центре он удачно «развернулся», создал клуб возрождения русского бала «Реверанс». Кстати, в Биробиджане они выступали в прошлом году.

— Виктор, расскажите, пожалуйста, каким был Ваш первый спектакль как режиссёра?

— Я его очень хорошо помню. Сейчас вспоминаю и думаю: «Господи! Сколько же ошибок я наделал!» Тогда мы ставили пьесу Андрея Курейчика «Осторожно – женщины!». В этом спектакле выступали мои одногодки, среди них были и мои одноклассники. Потом всё настолько закрутилось-завертелось, творческая жизнь закипела! Так, что я, незаметно для себя, отработал в театре почти десять лет.

— А как насчет актёрского опыта? Легко ли Вам давались выступления?

— Мой первый спектакль, в котором я выступил на сцене, называется «Волшебное щучье слово», он был по мотивам знаменитой сказки. Очень сложная пьеса! Дело в том, что у каждого актёра было по пять-шесть ролей! Основная моя роль – вельможа при царском дворе, потом глашатай, скоморох, повар… Пока четыре вспомнил… Нам надо было перевоплощаться из образа в образ. То есть не просто менять костюмы, но и характеры героев. Я помню, что у меня было ровно 40 секунд на то, чтобы зайти за одну кулису, переодеться, обойти всю сцену через задник и выйти уже в другом образе!

— Ого! Представляю, какая была суета и стресс…

— Я очень хорошо помню свои эмоции, когда я впервые вышел на сцену в полноценном спектакле, который шёл полтора-два часа. Если этюд занимает не больше пяти минут, то тут в течение длительного времени ты должен выдержать свою роль. А если играешь нескольких персонажей, то работы в несколько раз становится больше. Помню, как я стоял за кулисами, уже играет музыка, а у меня внутри – целая буря! Пульс зашкаливал, нервы… Казалось, что сейчас эту кулису возьму и разорву! Настолько сильными были эмоции. Но почему я влюбился в эту профессию тогда, в первый раз? После сильных переживаний вышел на сцену, сделал пару шагов и будто растворился… В этот момент такого человека, как Виктор Рекрут, уже не существовало. Теперь я – скоморох! Очень сложно объяснить ощущения в те моменты…

— Так как Вы теперь – режиссёр, то практически сами не выступаете. Скучаете по сцене?

— Скажем так. Буквально недавно я, как режиссёр театра «Когелет», поставил спектакль. Это была моя первая  работа на новом месте. Она меня удовлетворила. Но после этого я сказал коллегам: «Пригласите меня куда-нибудь поиграть». А что? Театров в Биробиджане у нас много. Если кто-то пригласит, я приму участие, да ещё и с криками «Ура!». (Смеётся.)

 Освоение «целины»

— Виктор, а раньше Вы бывали на спектаклях «Когелета», который сейчас возглавили?

— Да, ещё будучи студентом.

— Те, кто живут в Биробиджане давно, помнят, что народный театр «Когелет» работал фактически в режиме профессионального театра, регулярно обновляя свой
репертуар, не забывая еврейскую тему, которой от него зрители ждали… Каким видится Вам творческий его путь сейчас?

— Я в Биробиджане человек новый, успел поставить лишь один спектакль. Но в разработке сейчас у нас две пьесы. Если всё пройдёт удачно, то мы порадуем постановками зрителей уже в следующем году. В одной примет участие, как нас уже прозвали, «new-Когелет». А во втором я хочу привлечь «старую гвардию». Я пока ничего не могу гарантировать, потому что законодательство очень ограничило наши возможности, поэтому всё зависит от авторов этих пьес.

— Какие впечатления от личного общения со «старой школой» театра?

— Когда я пришел сюда работать, в первую очередь изучил историю театра. Прочитал о режиссёрах и спектаклях, которые ставились. Потом встретился с мэтрами искусства, узнавал у них, что и как было. Очень интересным было знакомство с Ксенией Пыриной, которая играла ещё под руководством Владимира Землянского. Она очень много рассказывала про основателя театра. Я узнал, как он ставил спектакли, как проходили репетиции… Если представители «старой гвардии» вернутся, то я им буду очень рад!

— А как обстоят дела с актёрами? Много ли энтузиастов появилось?

— Сейчас у нас сформировался коллектив из десяти человек. Поскольку театр народный, все наши актёры «по жизни» – люди разных профессий: кто-то школьный учитель, кто-то состоит в другом театре… Поэтому большую часть времени они проводят время на основной работе. А так мы всегда рады новым людям!

— То есть сидит где-нибудь женщина перед зеркалом, думает: «Кабы я была актрисой…». И тут мечта может реализоваться?

— А вдруг? Можно попробовать! Меня можно найти во всех социальных сетях, написать. Всегда открыт к диалогу. Почему бы и нет?

— А с какими актерами Вам нравится работать больше? С молодыми или с теми, кто постарше?

— С одной стороны, чем старше, тем лучше. Потому что в нашем деле важен жизненный опыт. Восемнадцатилетний мальчишка не сыграет глубокую любовь, не изобразит предательство. Он этого просто не пережил ещё в том объёме, в котором необходимо. Зато молодой актёр, как пластилин. Из него можно «вылепить» что-то уже под себя.

— Сейчас какой график репетиций в театре?

— Плавающий. Раньше был определённый график – три раза в неделю. Теперь он составляется под актёров. Ведь, повторюсь, люди работают, да и в семье может всякое случиться. Вот, к примеру, сидим себе в театральной мастерской и обсуждаем: «Так! В понедельник не можем, во вторник не получается… А вот в среду – самый раз!»

— «Когелет» раньше славился комедиями. Была такая «фишка», так сказать. Не хотите ли Вы вернуться к такому жанру?

— Почему бы и нет? Но хочется, чтобы зритель не просто посмеялся, но и вынес для себя определённый жизненный урок. Всё должно быть в пользу!

История в 14 уроках

— В качестве первой работы Вы, как режиссёр театра «Когелет», выбрали спектакль «Наш класс. История в 14 уроках». По-вашему, удалось воплотить всё, что Вами задумано?

— Скажу так: мы максимально реализовали всё, что нами задумано. Мне кажется, мы достучались до зрителя! Я всегда говорил, говорю и буду говорить: после спектаклей зритель должен покинуть зал «наполненным», у него что-то в голове должно остаться. Ведь театр – это зеркало нашей жизни. Например, если взять уже упомянутый спектакль, то там каждый герой пережил очень страшные вещи! Я хотел показать, как мы легко можем стать врагами, жертвами, палачами… И это всего лишь по мановению чьей-то руки! Сменится власть, появятся новые убеждения… И всё! Мы, подобно одноклассникам в пьесе, будем творить такие бесчинства, что страшно об этом даже думать! Такие вещи важно показывать, чтобы помнили, знали и не повторяли ошибок.

— Как проходила подготовка к спектаклю?

— Подготовка длилась девять месяцев. Мы тщательно изучали историю того времени, анализировали, чтобы понимать, как именно нужно изобразить события. Например, один из наших актёров – Олег Лазарев – добрейший души человек. Но ему предстояло сыграть такого предателя и манипулятора со всем спектром злости и ненависти! И актёр роль прочувствовал, пережил внутри себя. Это дорогого стоит!

А вообще у всех были сложные роли: готовили пьесу через боль и слёзы. Спектакль выдался тяжёлым как в физическом, так и в моральном плане. Я им очень благодарен за терпение, силу воли и талант!

— Среди актёров были студенты колледжа культуры. По-Вашему, из них получается что-то «слепить»?

— В спектакле принимали участие трое молодых актёров из колледжа. Многие зрители отметили игру одного из них – Никиты Никулина. Его роль была эпизодична, но он настолько органично вписался в образ, что его запомнили. Роман Чернышков отлично сыграл. Вообще все трое ребят – сильные. Они большие молодцы! С ними очень легко работать!

— Наверное, такого отзыва от зрителя ожидали?

— Ну как сказать… Я был готов ко всему. Не всем может понравиться результат. Вот работаешь, работаешь – и вдруг всё насмарку… Бывает. Я за это очень сильно переживал, стоя за кулисами. Но судя по отзывам, всё получилось.

— Хотите ли Вы ещё раз показать зрителям этот спектакль?

— Хотелось бы. Одного раза мало! Зал городского Дворца культуры не такой большой, как хотелось бы. Но этого не будет. Пользуясь случаем, хочу попросить прощения у зрителей. Мы находимся в определённых рамках законодательства и не можем ещё раз показать пьесу: автор Тадеуш Слободзянек (польский театровед и драматург) после долгих переговоров дал согласие поставить пьесу бесплатно только один раз.

— Виктор, можете напоследок сказать читателям пару слов?

— Приходите к нам на спектакли! Чтобы мы выпускали не одну премьеру. И про другие театры не забывайте! Мы всех ждём, всем рады!


Беседовала Алёна ШОТ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *