Приобщение к прошлому ради будущего

Приобщение к прошлому ради будущего

Олега Черномаза

Двухметровую иллюстрацию памятника Минину и Пожарскому в честь Дня народного единства установили в Музее современного искусства 

Баннер с изображением монумента расположили прямо возле входа в выставочный зал. Одними из первых познакомиться с ним пришли ребята из центра образования «Ступени» и детского дома №2. 

– День народного единства – праздник достаточно молодой, – отметила научный сотрудник музея Мария Белоус. – Многие до сих пор не знают, что именно отмечает Россия 4 ноября. Наша цель – это, конечно, вызвать интерес у посетителей музея, напомнить о подвиге русских героев. 

С большим интересом дети выслушали рассказ Марии Владимировны об истории возникновения праздника и событиях, лежащих в его основе. Борис Косвинцев, директор Музея современных искусств, провел с детворой небольшую умственную разминку и на некоторые вопросы получил весьма неожиданные ответы.

– А почему на памятнике Пожарский сидит, а Минин стоит?

– Это его трон! – предположили одни.

– Он царь, все цари сидят, – отвечали другие.

Естественно, как обстояли дела на самом деле, ребятам объяснили и другими не менее любопытными фактами поделились.

Главная идея прошлого актуальна и сегодня, – подчеркнула Мария Белоус. – Именно единение помогло русским людям справиться с коварным врагом, избавиться от польского нашествия. А Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – поистине герои на все времена, сумевшие преодолеть социальное неравенство и прочие предрассудки во имя общей цели. Таким наследием нужно правильно распоряжаться, воспитывать молодое поколение в духе патриотизма и любви к своей Родине.


Анастасия Куршева

Несокрушим народ единый

Памятник Минину и Пожарскому считается символом русского героизма, гражданской доблести и патриотизма
Князь Дмитрий Пожарский и нижегородский земский староста Кузьма Минин возглавили в начале XVII века освободительную борьбу русского народа против польско-литовских и шведских интервентов, завершившуюся изгнанием захватчиков из Кремля в 1612 году. Однако памятник посвящен еще одному событию – Отечественной войне, которая также вошла в историю как «война народная».
Торжественно открытый 4 марта (20 февраля по старому стилю) 1818 года на Красной площади в Москве мемориал по праву считается первым, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Да и средства на него собирали всей страной.
Скульптура считается лучшим творением выдающегося художника эпохи классицизма Ивана Мартоса. Над ее созданием он трудился более десяти лет.
– От классики, как известно, неотделимо понятие героики, – говорит известный биробиджанский художник, автор нескольких памятников в Биробиджане Владислав Цап. – Чтобы передать особый дух, скульптор в классической манере превратил героев сопротивления в античных богов. Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного сознания в трудный час.
Вместе с тем, памятник не лишен русского национального своеобразия. Хитон Кузьмы Минина напоминает русскую вышитую рубашку, а князь в одной руке держит щит с образом Спаса Нерукотворного. На одном из барельефов памятника воин держит в руках изображение иконы Казанской Божией Матери, которая была обретена в день освобождения Кремля от поляков. Кроме этого, головы женщин в античных одеждах украшают традиционные русские кокошники.
Согласно первому проекту автора Минин и Пожарский стояли рядом друг с другом. Однако государственные лица по традиции изображались сидя, и допустить такое, чтобы благородный князь стоял рядом с простолюдином, было невозможно. Пришлось Мартосу князя усадить, чем, кстати, он не погрешил против исторической правды – Пожарский действительно был тяжело ранен в ногу и выслушивать Минина ему было куда сподручнее сидя, напомнил художник об истории создания памятника.
Стоит отметить, что на одном из бронзовых барельефов автор выполнил собственный автопортрет, изобразив, как старик-отец отправляет в народное ополчение двух своих сыновей. Сыновья художника позировали ему для изображения героев.
Кстати, изначально предполагалось поставить монумент в Нижнем Новгороде, на родине Минина. Однако случилось это лишь спустя двести с лишним лет. В 2005 году Зураб Церетели преподнес городу в дар копию московского монумента. Поставили ее около храма Иоанна Предтечи, ведь именно с паперти этой церкви Кузьма Минин призывал народ на ополчение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *