Признание о призвании

Признание о призвании

Фото из личного архива Евгении Мырцевой

Скоро распахнут свои двери все школы страны. В первый класс  пойдут совсем юные ребята,  а старшеклассники будут завершать учебу.

Доля учителя – привыкать к своим ученикам и отвыкать от них. Чем же покорить их сердца? Об этом и о самой сути  работы учителя рассказывает  преподаватель изобразительного искусства средней школы с. Амурзет Евгения Мырцева 

 9 «В»: Вы будете плакать, Евгения Юрьевна?

Я: Нет! Это наш с вами праздник. К тому же… мы с вами не прощаемся! Вы – мои, я – ваша вечно, бесконечно!

2019 год. Мой первый выпуск.

 

Учитель… У одного от этого слова нахмурятся брови, у другого вспыхнут глаза, кто-то отмахнется, а иной замрет, с улыбкой на лице вспоминая всех, кто когда-то присутствовал в его судьбе.

Есть такое профессиональное понятие – учитель-предметник. Это педагог, преподающий определенный предмет: математик, русовед, историк, физик и т. д. Каждый учитель-предметник – носитель и передатчик огромных знаний, умений и навыков, которые он накапливал, совершенствовал и развивал. Показателем мастерства учителя, как это ни парадоксально, является не идеально правильно построенный и проведенный урок, не объем выданных знаний, не конспект и умение использовать множество педагогических технологий и т. д. Показателем является успех ученика. И неважно: слабого, сильного, среднего – любого ученика. Его маленький или большой, но успех. А успех ученика возможен только через вдохновение.

При чем здесь вдохновение? – спросите вы. Вот мы и добрались до самой сути учительствования.

– Самый лучший источник вдохновения – только учитель! – считает Евгения Мырцева. – Его глаза, улыбка, голос, открытость и заинтересованность в детях, в их вопросах, историях, желаниях или нежеланиях, в мыслях и рассуждениях. В своей работе я определила себя как учитель-друг. Это важно – быть для ребят другом. Наверное, это осознание пришло ко мне с первого моего посещения Всероссийского детского центра «Океан». Попав на смену «Школа добра», я на многое стала смотреть по-другому, мое мировоззрение полностью изменилось. Ничто не проходит бесследно, то, чему научили меня в Школе подготовки вожатых, – бесценно.

Непросто было в обычной жизни, в работе учителя-предметника использовать тот багаж умений, образ поведения и общения, которые складываются при работе с временным детским коллективом, признается Евгения.  В короткие сроки надо его сплотить, стать другом ребят, принести с собой радость и праздник, научить достигать успеха в совместной коллективно-творческой деятельности, вдохновить на созидание и раскрытие талантов каждого ребенка.

– Моя учеба и работа во ВДЦ «Океан» полностью сформировала меня как личность нестандартную по меркам традиционного школьного преподавания. Но по-другому я не могу.

Окончив Дальневосточную государственную социально-гуманитарную академию по специальности «Учитель изобразительного искусства», после ВДЦ «Океан» Евгения Мырцева несколько лет работала в профессиональном училище, преподавала такие дисциплины, как специальное рисование и деловая культура. Это был ее первый учительский опыт, в котором воплотились и профессиональные умения, и накопленный опыт, и умение общаться, радоваться совместному творчеству. Впервые она побывала в должности классного руководителя.

– Это был незабываемый год. Каждое мероприятие, классный час, праздники, дни рождения были нашим совместным творчеством с ребятами, – вспоминает моя собеседница.

Затем ей предложили работу в Центре детского творчества, тоже в Амурзете. Изобразительный кружок – это новые задачи в обучении. Здесь важно развить заложенные природой умения и таланты ребят, дать им возможность достичь успеха, выйти на новый уровень творчества. Многие из ее учеников участвовали в конкурсах, даже во всероссийских, и удостаивались дипломов победителей. Кто-то решил выбрать профессию, связанную с изобразительным искусством, что очень радует Евгению.

– Неважно – училище, ЦДТ или школа – мое взаимодействие с ребятами неизменно и построено на доверии, дружбе и творчестве, – говорит она. –  Помню, в детстве, на уроке математики наша учительница строго сказала: «Я не обязана вас любить, а вы не обязаны любить меня»… Это стало для меня ужасным откровением – мало того, что точная наука вызывала у меня затруднения и страх неудачи, а тут еще и любить не обязаны… Но я не боюсь сказать своим ученикам: «Я вас люблю». Не боюсь смеяться с ними, не боюсь заплакать, не боюсь говорить на любые интересующие их темы и не боюсь хранить их тайны: если они доверяют мне – это высшая степень признания. Не боюсь показаться смешной и посмеяться над собой вместе с ними. Единственное, что страшит меня, – это пропустить чью-то боль, не заметить волнения, переживания, страха, не успеть помочь вовремя, когда ребенок нуждается в поддержке.

Ощущение душевной свободы, уюта и открытости, полет творчества и радость открытия нового – вот что, по мнению моей собеседницы, должно царить на уроке и на перемене. Только в таких условиях возможно сотрудничество и в конечном итоге успех – как ученика, так и учителя.

– Однажды на моем уроке в четвертом классе ребята выполняли творческое задание, увлеченно рисовали, уткнувшись своими носиками в альбомы. И вдруг я спросила их: «А какую песню вы разучивали на уроке музыки?». И ребята хором запели ту самую песню! Не скрывая восторга, я начала подпевать им. Это была лучшая эмоциональная разрядка и наивысший показатель степени доверия и комфорта. Мы были на одной волне, и рисунки получились восхитительные!

Да, признается Евгения, бывают трудности и есть сложные ребята, но «трудно» – от слова «труд»! Немного больше внимания, понимания и заботы – и самый сложный ребенок становится лучшим!

– Помню, как на линейке первого сентября пять лет назад возле меня собрался маленький 5 «В». Что я с ними буду делать?! Целых пять лет, так долго… Теперь я понимаю – все эти годы я жила с ними, их интересами, проблемами, радостями и разочарованиями. Классное руководство подарило мне четырнадцать прекрасных сердец. Ребята разные, большинство со сложной судьбой и жизненными обстоятельствами. У кого-то нет мамы, у кого-то обоих родителей, кто-то под опекой, успеваемость некоторых слабая.

Директор мне тогда сказал: «Это сложный класс, Евгения Юрьевна, постарайтесь довести их до девятого класса». Моей задачей стало помочь им не растерять желание учиться и вложить в них веру в себя, людей и успех. Это возможно лишь только, если учитель находится рядом, вместе, везде. Не номинально, а реально! Вместе придумать, вместе участвовать, вместе болеть за друг друга, вместе выступать, вместе помогать. Не они сами, не наблюдая со стороны, не вместо них, а именно вместе! Этот класс – мое творчество, мои друзья, мои дети. Я с гордостью могу рассказать об их нравственных и душевных качествах. Они дружны, отзывчивы и честны.

Скупость эмоций и равнодушное выполнение обязанностей без привязанности, сопереживания, без желания помочь, поверхностное и регламентированное – это лучший вариант для спокойной учительской работы, сохраняющей равновесие и силы. Но…. Мы в ответе за тех, кого приручили…

 

9 «В»: Евгения Юрьевна, вы будете плакать?

Я: … Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать.

2019 год. Мой первый выпуск.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *