Признание в любви

Чтобы добиться славы, успеха, признания, нужно заниматься тем, что хорошо знаешь и любишь

Эта простая формула  в полной мере применима к творчеству певца, режиссера, шоумена Ефима Александрова, имя которого стало известно далеко за пределами России благодаря проекту «Песни еврейского местечка». Во второй фестивальный день  биробиджанские зрители увидели знаменитое шоу на биробиджанской сцене.

Проект называют уникальным, благодаря ему Александров дважды лауреат — во-первых, российской национальной премии «Человек года» в номинации «Культура», во-вторых, премии Федерации еврейских общин России «Человек года-5764».

Свое представление шоумен посвятил родителям, вообще предкам, носителям идишистской культуры. Что это такое — «Песни еврейского местечка»? Я бы назвала это шоу признанием в любви — не только маме с папой, а всем соплеменникам. На сцене Александров не выпускает микрофона из рук. Он — обладатель великолепного голоса, кроме того,  читает стихи, рассказывает анекдоты, какие-то истории, вообще ведет зрителя. Между прочим, ведет по станциям — в шоу есть образ паровоза, с помощью которого зрители совершают путешествие во времени и пространстве. Кроме того, певец все время передвигается по сцене, то пританцовывая, то уходя в глубь нее, то исчезая в одном месте и тут же возникая в противоположном. Этакий сгусток энергии, приводящий в движение все  и всех.

На сцене он не один. Его поддерживают вокальный квартет «Поющие на крыше» и танцевальный ансамбль «Русские сезоны».  Песни, стихи, анекдоты, хореографические композиции — все это сплетено в увлекательное и зрелищное действо, которое биробиджанские зрители (как, впрочем, и зрители многих стран мира) смотрели с неослабевающим вниманием. Слушали знакомые, волнующие душу песни, сопереживали, смеялись шуткам и аплодировали. Аплодисменты звучали едва ли не с первой минуты  появления артиста на сцене и практически не смолкали до конца шоу, очень часто перерастая в овации.

Хочу заметить: абсолютное большинство произведений,  исполняемых участниками шоу «Песни еврейского местечка» в  первом отделении программы, известны нашим зрителям. Эти песни есть в репертуаре  вокальных ансамблей «Иланот», «Новый Вавилон», «Алэ инейнэм»: «Чири-бирибом», «А идише мамэ», «Ицик женился» и множество других.

Второе отделение шоу — это еврейские песни, переведенные на русский язык так давно, что не все знают, что они еврейские: «Дядя Эля», «Есть город, который я вижу во сне», «Мясоедовская улица моя»… Они нашли такой же горячий отклик в сердцах зрителей, как и произведения на идише.

Нечего скрывать: создатель «Песен еврейского местечка» влюбил в себя биробиджанскую публику.

Поет труба

Израильский виртуоз Арик Давыдов покорил биробиджанцев

Помните у Маяковского: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Так вот, в числе участников ХII Международного фестиваля еврейской культуры и искусства был исполнитель, который мог бы сделать это легко — израильтянин Арик Давыдов. Он и продемонстрировал это, сыграв мелодию даже не на водосточных трубах, а на вантузе. 

Вообще-то Арик Давыдов — трубач. Труба у него поет, и поет восхитительно, выводя какие угодно мелодии. Концертная программа третьего фестивального дня, в которой Давыдов принимал участие, называлась «С любовью из Израиля», Арик ее открывал и совершенно покорил публику не только блестящей игрой, но и позитивной энергетикой. Каждый, кто знаком с духовыми инструментами, знает, что 14извлечь ласкающие слух, гармоничные звуки из  них довольно трудно. А музыкант творил со своей трубой чудеса. Мелодии, которые рождались у него, нельзя описывать словами, их надо слушать. Талант маэстро сразу же почувствовали и оценили биробиджанские зрители. 

Его дарование называют уникальным. Есть ли этому объяснение? Конечно! Во-первых, он представитель семьи, в которой шесть трубачей. Во-вторых, владение трубой не свалилось на него с неба, он  репетирует день и ночь. Нельзя играть на трубе мало, убежден Арик Давыдов, к тому же она у него не музыкальный инструмент, а певческий. И основная задача музыканта — доставить зрителям удовольствие, развеселить, зажечь. В Биробиджане ему это удалось. 

Кроме трубы, Арик играл на шофаре — инструменте, которым владеют раввины. По существу, шофар — это и есть первая труба, его звуки по определению не бывают мелодичными, а у израильского трубача он звучал мягко и нежно. 

После Арика Давыдова выступать скрипачу-виртуозу Сане Кройтору и певцу Дорону Мазару было легко — воодушевленная и восхищенная публика была благосклонна и осыпала исполнителей аплодисментами, поддерживала криками «Браво!».

— Если бы вы знали, как долго мы до вас добирались! Долететь до Новой Зеландии было легче. Но энергетика зала того стоила! — высказал свои впечатления  Саня Кройтор.

Дорон Мазар оказался обладателем мощного, очень красивого голоса. Зрители оценили песни на стихи израильских авторов, восторг вызвали  произведения на итальянском из репертуара Тото Кутуньо, а также несколько русских песен. Восхитил зрителей и номер в исполнении всех троих участников концерта.

Душа скрипки

Биробиджанские студенты пообщались  с израильским скрипачом-виртуозом Саней Кройтором

Творческая встреча проходила в областном колледже культуры. Небольшой зал с трудом вместил всех желающих увидеть живое выступление музыканта и задать ему интересующие местную молодежь вопросы. Предпочтение отдали, конечно, студентам и преподавателям музыкального образования колледжа. Однако на встречу «пробрались» и учащиеся хореографического направления, и отделения социально-культурной деятельности. А одна гостья даже специально приехала из Хабаровска, чтобы лично познакомиться со знаменитым скрипачом. 

Саня Кройтор родился в Молдавии в семье известного композитора еврейского происхождения Эмиля Кройтора. Со скрипкой музыкант не расстается с семи лет. В составе национального фольклорного оркестра с 12 лет гастролировал по Европе. В 1992 году эмигрировал 80в Израиль, где продолжил музыкальную карьеру. В 2003 году собрал собственную группу «Acoustic drive» и записал первый сольный альбом. Сегодня музыкант работает уже над четвертым альбомом. 

На встречу с биробиджанскими студентами Саня пришел не один, как задумывалось, а вместе со своей группой — бас-гитаристом Валерием Липецом, гитаристом Виктором Никишиным и ударником Леоном Мором. Этот год для музыканта также оказался юбилейным — его творческий коллектив отмечает десятилетие совместной работы. 

В Биробиджане скрипач оказался впервые и даже успел порадоваться пасмурной и дождливой погоде. Как объяснил Саня Кройтор, в Израиле практически все время светит солнце и стоит жара, поэтому он был рад биробиджанской прохладе. 

Музыканты исполнили известные еврейские мелодии и авторские композиции. Каждый раз зал взрывался бурными аплодисментами. По просьбе зрителей гости импровизировали, рождая новые мелодии. В ходе встречи Саня Кройтор подтвердил свое звание скрипача-виртуоза. Артисту чужда «звездная болезнь», он прекрасно владеет русским языком, поэтому сам отвечал на вопросы студентов и преподавателей. Гость из Израиля рассказал, что для него значит музыка, есть ли у него кумиры, на которых он равняется, поделился забавными эпизодами из своей гастрольной деятельности. Искренне возмутил музыканта тот факт, что в областном колледже культуры нет скрипичного отделения. И если местным властям все же удастся открыть таковое, то он готов хотя бы раз в год прилетать в Биробиджан и проводить мастер-классы для студентов-скрипачей, пообещал Саня Кройтор. Такое смелое заявление артиста вызвало бурю эмоций у участников встречи — они поддержали его овациями. 

Директор колледжа Елена Саенко поблагодарила музыканта-виртуоза за творческую встречу и вручила ему в качестве сувенира графическую работу студентов с изображенным на ней символом города и «коллегой» артиста — бронзовым скрипачом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + 11 =