Профессионалы пера

Профессионалы пера

Журналисты-ветераны ЕАО писали и пишут об обычной жизни обычных людей

«Щелкоперы», «бумагомараки», «интеллектуальная элита» — в разное время этих полярных оценок были удостоены представители той профессии, без которой невозможен современный мир, — журналисты. На этой неделе, а точнее, 13 января, мои коллеги в ЕАО, как и во всей стране, будут отмечать свой профессиональный праздник — День российской печати.

Не думала, что так трудно будет говорить о профессии, которой я сама занимаюсь почти сорок лет и которая меняется еще стремительнее, чем мир. Сегодня профессиональное мастерство журналиста часто состоит в добыче пока еще никому неизвестных фактов из жизни знаменитостей, желательно скандальных, и соответствующим образом преподнесенных читателям, а также сообщений о всякого рода чрезвычайных происшествиях любого масштаба. Умение сопоставлять факты, аналитические способности, общая образованность и грамотность, образность изложения — все эти качества в современных СМИ стоят отнюдь не на первом месте.

Региональные и местные газеты в своем большинстве пока еще пишут об обычной жизни обычных людей. Это касается и средств массовой информации нашей области. Нравится ли это читателям? Судя по подписным тиражам — да, именно районным газетам читатели доверяют, их больше всего выписывают и читают. Но в ЕАО безусловным спросом пользуются также рекламно-информационный еженедельник «Ди Вох» и газета «На Дом». И почти уходит в историю так называемая журналистика имени, когда читатель покупает или выписывает издание, потому что любит и доверяет тому или иному автору.

Сегодня мне как раз хочется поговорить об именах и назвать лучших из тех, кто многие годы делал и делает газеты в ЕАО. В этот ряд я бы поставила, к сожалению, уже покойных Нину Филипкину и Валерия Панмана и, к счастью, ныне здравствующих Федора Фетисова, Валерия Фоменко, Людмилу Чемортан, Ирину Манойленко, Николая Немаева, Виктора Горелова, Михаила Клименкова, Владимира Иващенко. Я, безусловно, пристрастна в своих оценках, этот ряд, наверное, можно было бы продолжить или, наоборот, урезать — читатель может это сделать сам. Все названные мною журналисты прошли школу «Биробиджанской звезды» и «Биробиджанер штерн», в разные годы работали там, а кто-то работает и сейчас.

Талант Нины Николаевны Филипкиной, на мой взгляд, состоял в том, что она любила людей и умела рассказать о них так, что героя очерка читатель воспринимал как друга или хорошего знакомого. А для этого надо понимать других, видеть сущность каждого. Поверьте, это очень непросто. Кроме того, для нас она была живой литературной энциклопедией — всех или почти всех литераторов Биробиджана знала лично и нередко рассказывала о них всевозможные байки.

У Людмилы Георгиевны Чемортан дарование другого рода — она, что называется, носом чуяла то, что мы сегодня называем сенсацией, и умела преподнести любопытные факты читателю, сделать из них «конфетку».

Федор Андреевич Фетисов — хороший аналитик, к тому же никогда не боявшийся писать правду. А смелость — очень ценное и достаточно редкое у журналистов качество.

Потрясающие очерки Валерия Ильича Панмана, написанные довольно давно, я помню до сих пор, хотя тайну его таланта объяснить не могу. Материалы Виктора Дмитриевича Горелова отличали и отличают глубина, осведомленность автора в тех проблемах, о которых он пишет. Валерий Фоменко — обладатель не только энциклопедических знаний, у него философский склад ума и талант литератора. Обширными знаниями, особенно в сфере культуры, большой образованностью обладает и Михаил Клименков. А Владимир Иващенко — репортер до мозга костей, который никогда не оставит без внимания любое сколько-нибудь значительное событие в жизни города и области. Можно только поражаться его осведомленности и умению оказаться в нужное время в нужном месте. Очень ценное качество!

Ирина Манойленко — истинный профессионал. Она умеет писать живо о чем угодно, в том числе и о весьма скучных вещах. У нее острое перо, аналитический ум и литературные способности. Правда, ее рабочее время главным образом уходит на то, чтобы шлифовать шероховатости в текстах подчиненных и молодых коллег, на собственное творчество в основном остаются только ночи.

А еще в соавторстве с Владиславом Цапом или в одиночку Ирина Зиновьевна составляет кроссворды, которые так любят разгадывать наши читатели.

Не меньшим профессионализмом обладает и Николай Акимович Немаев, семидесятилетие которого мы недавно отмечали и который не один год стоит у руля «Биробиджанской звезды».

Журналистов в советскую пору было немного, как и самих печатных СМИ. И профессиональных газетчиков можно было пересчитать по пальцам. Это они, наши уважаемые ветераны, исходили и изъездили вдоль и поперек всю ЕАО, знали, без преувеличения, как и чем живут люди в самых отдаленных и малонаселенных точках автономии. «Трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете», как поется в старой журналистской песне, — это как раз про них. Моим коллегам — и в силу малочисленности тоже — не полагаются льготы вроде досрочной пенсии, как педагогам и медикам, а зарплаты были и остаются такими, что просто сказать стыдно. Тем не менее они писали так, что ни одна их публикация не оставалась незамеченной, в том числе и властями.

Да, сейчас другие времена, но мы по-прежнему работаем ради вас, уважаемые читатели. Ведь если не будет вас — кому мы тогда нужны?


 

На фото: Ирина Манойленко, Людмила Чемортан, Виктор Горелов, Николай Немаев, Федор Фетисов, Валерий Панман, Нина Филипкина.

Материал подготовили  Вера ПАВЛОВА и Ирина ШОЛОХОВА. 

Фото Ефима ВЕПРИНСКОГО, Анатолия КЛИМЕНКОВА и Олега ЧЕРНОМАЗА

Цифры и факты

«Увеличить литерные пайки»
Осенью 1930 года в Биробиджане заработала типография и вышли в свет первые номера газет «Биробиджанская звезда» и «Биробиджанер штерн». Газетную бумагу для печати передал еврейский журнал «Трибуна», выходящий в Москве, а набор шрифтов на идише и русском языке, печатный станок и другое полиграфическое оборудование прислала Харбинская типография русских эмигрантов.
В 1932 году секретариат Хабаровского крайкома ВКП(б) выдал резолюцию: «Составить на будущее реальный бюджет для газет. «Полиграф» тресту — выполнить директиву об оборудовании в Биробиджанском районе типографии — цинкографии, которая обеспечила бы бесперебойный выход газет и издание книг на еврейском языке. К началу 1933 года довести тираж газет до 5000 экземпляров». Тогда же было принято решение о строительстве здания типографии сметной стоимостью 75 тысяч рублей.
Осенью 1938 года типография и редакции газет перешли в новое здание — то самое на улице Ленина, где они размещаются и сейчас. При типографии имелась собственная электростанция. Перед войной здесь работало около 160 полиграфистов и журналистов. Для выпуска «Биробиджанер штерн» в типографии имелся цех из 18 человек.
В военные годы газеты выходили на двух полосах в целях экономии бумаги, а в мае 1946 года стали выпускаться на четырех страницах формата газеты «Правда». В связи с этим бюро обкома партии приняло решение «увеличить работникам редакции литерные пайки и поднять гонорар до 2000 рублей за номер».
В 1956 году «Биробиджанер штерн» получила оборудование для машинного набора газетных текстов. До этого газета набиралась вручную. В том же 56-м в типографии была создана ученическая группа наборщиков на идише из 18 человек.
Кроме двух областных газет, в ЕАО до войны стали выходить газеты «Стальной путь» в Облучье, «Сталинец» в Блюхерово (ныне — с.Ленинское), «Сталинский призыв» (пос.Бира), «Сталинское слово» (пос.Смидович), «Сталинский путь» (с.Амурзет), «Бирофельд эмес» (с.Бирофельд). А на станции Известковая выпускалась газета политотдела Бурлага «Сталинская новостройка».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *