Путь к здоровью

Путь к здоровью

Олега Черномаза

Вести правильный образ жизни и укреплять здоровье помогает ученикам биробиджанской одиннадцатой школы тренер-педагог по адаптивной физкультуре городской детско-юношеской спортивной школы Татьяна Гончаренко

Учеников у Татьяны Михайловны немного – всего шестьдесят, и это, признается она, хорошо. «Пусть будет побольше здоровых деток», – высказывает пожелание тренер. Занятия адаптивной физкультуры (АФК) посещают ребята с ослабленным здоровьем, имеющие серьезные заболевания, а также дети с ограниченными физическими возможностями. В этом году у Татьяны Михайловны набралось шесть групп по десять человек в каждой.

Одно из отличий АФК от обычных уроков физкультуры заключается в том, что «особенным» детям необходимы меньшие нагрузки, более щадящий режим занятий. Да и времени на тренировки отводится куда меньше – вместо привычных сорока пяти минут всего тридцать. В неделю у ученика проходит три урока АФК. К каждому ребенку – индивидуальный подход в зависимости от заболевания. Так что Татьяна Гончаренко проводит урок как для нескольких учеников, так и всего для одного-единственного. 

– Если у ребенка сколиоз, например, выполняем упражнения на пластику, на растяжку позвоночника, – объясняет тренер. – Если проблемы со зрением, то ученику дается более щадящая нагрузка – силовой тренажер, кроссы недопустимы, как и, скажем, резкие наклоны. При заболевании почек идут ограничения подвижности поясничного отдела. Главная задача нашей спецгруппы – работать над выздоровлением ребенка, чтобы он скорее перешел в основную группу и смог заниматься вместе со своими одноклассниками. А в случае с детьми-инвалидами – укреплять их здоровье, помочь им поверить в свои собственные силы. 

Осенью, в сентябре-октябре, спецгруппы АФК занимаются в малом спортивном зале – дети играют там в подвижные игры, проводят эстафеты. Пока на улице тепло, воспитанники Татьяны Михайловны тренируются на спортплощадке за школой, играют в волейбол на стадионе. А в холодное время года перебираются в школьный тренажерный зал.

Зал этот маленький, но уютный, очень компактный и, главное, многофункциональный. Здесь и велотренажеры, и беговые дорожки, и тренажеры для ходьбы. Есть гимнастические коврики, маты, мячи-«попрыгунчики», как их называют ребята, хулахупы, скакалки, гантели и прочий спортивный инвентарь. Есть здесь и большие зеркала во всю стену, чтобы ученики могли и сами оценить правильность выполнения упражнений. 

– Тренажерный зал был создан еще Валентиной Беспалой, известным в городе тренером-педагогом, – рассказывает Татьяна Гончаренко. – Она и основала в одиннадцатой школе отделение адаптивной физкультуры, активно работала с детьми-инвалидами. Я подхватила ее начинание, ее огромное детище, которое она создала и вырастила в городе. По инициативе Валентины Александровны и ее стараниями в этой школе появился замечательный тренажерный зал и работа с детьми с ослабленным здоровьем, с ограниченными физическими возможностями была поставлена на должный уровень. На занятия к ней приезжали ребята со всего города. Мне, конечно, до нее еще далеко. И пока нет возможности вести такую активную тренерскую деятельность с детками из других школ. 

В одиннадцатой школе уроки адаптивной физкультуры тренер-педагог ДЮСШ Татьяна Михайловна ведет четвертый год. Также она преподает ритмику и организует работу танцевального кружка. Вместе с ней оздоровлением ребят с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов занимается ее коллега Нина Кириллова. Они даже со своими воспитанниками ходят «в гости» друг к другу – устраивают совместные игры, соревнования спецгрупп. 

– Большое спасибо директору одиннадцатой школы Татьяне Нестеровой, комитету соцзащиты за поддержку. В конце прошлого года у нас появился новый многофункциональный тренажер – на нем могут заниматься сразу три человека. На курсах повышения квалификации мы побывали на мастер-классе в Центре образования «Ступени». У них там замечательные массажные дорожки, хотелось бы и в наш зал такие же. Я взяла у руководства Центра адрес сайта, где их изготавливают, надо теперь найти спонсоров. Коврики гимнастические приобрели. Так, по чуть-чуть, и оснащаем нашу базу. Школа маленькая, но в ней в общем-то все есть, всего достаточно для занятий АФК.

За каждого своего воспитанника Татьяна Михайловна переживает и волнуется. 

– Мои ученики как родные дети – уже на глаз могу определить их настроение, эмоциональное и физическое состояние, – признается она. – Дети сейчас пошли гиперчувствительные на погоду. В начале и конце урока обязательно измеряем пульс, контролируем его во время занятия. Делаем перерывы между упражнениями, чтобы ребята могли отдохнуть. 

Группы у Татьяны Гончаренко разновозрастные. Например, сегодня на одном занятии были ученики первого, третьего, четвертого, шестого и девятого классов. Самое большое из одного класса на АФК ходят два человека. Конечно, «особенным» ребятам нужно больше внимания. Они более чувствительные, ранимые, отмечает тренер-педагог. Им обидно, что здоровые дети могут больше, чем они. 

– Всегда приятно, когда ребята добиваются успеха, – рассказывает Татьяна Гончаренко. – У меня год занимался мальчик с заболеванием сердца и сколиозом. Признаться, думала, что он намного дольше будет ходить на занятия адаптивной физкультуры. Однажды Данила прибегает такой довольный, рассказывает, как выступал с родителями на соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья». Хвастается кубком, медалями, грамотами – они завоевали первое место. Конечно, испытываешь чувство гордости за ребят, когда те добиваются успеха, пусть даже небольшого. Через полмесяца после соревнований Данила вновь прибежал ко мне: «Меня отправили в основную группу, сказали, я здоров. Спасибо вам, Татьяна Михайловна!». Это был первый в моей работе тренером по АФК радостный случай, когда ребенок смог перейти в основную группу и в дальнейшем заниматься вместе со своими одноклассниками. Многие ребята, у кого незначительные заболевания, после уроков лечебной адаптивной физкультуры покидают нашу спецгруппу и продолжают заниматься уже с остальными детьми. Но есть и те, кто ходят к нам на занятия до окончания школы. 

– Свои небольшие группы я всегда стараюсь сдружить, – рассказывает Татьяна Михайловна. – Мы вместе отмечали Новый год, украшали елочку, один из старших учеников переоделся в Деда Мороза. На День матери обязательно приглашаем наших любимых мамочек в гости. С родителями часто приходится взаимодействовать, мы всегда находимся на связи, общаемся по телефону. Они узнают, как ребенок вел себя на занятиях, а я обязательно интересуюсь здоровьем ученика, тревожусь, если тот вдруг приболел. Мы как одна большая дружная семья. 

Летом при школе каждый год проходит специальная площадка для ребят, посещающих уроки адаптивной физкультуры. Дети занимаются в тренажерном зале, ходят в походы на природу, в кино, устраивают спортивные соревнования, гуляют по городу. 

– С одной из моих учениц Соней, старшеклассницей, мы даже придумали специальную программу, – говорит педагог. – Она будет мне помогать – проведет с моими полненькими детками беседы, как им следует правильно питаться, как подсчитывать калории. Уже ждет не дождется встреч с ними. Думаю, ей надо быть диетологом либо педиатром. Сегодня у многих ребят гастрит, дети страдают ожирением. В магазинах, даже в школьных столовых продают много разнообразной выпечки, к тому же ученики стараются на коротких переменках побыстрее покушать. Вот и результат. 

– На занятия адаптивной физкультуры я хожу только первый год, – говорит один из воспитанников Татьяны Гончаренко Павел. – Мне здесь очень нравится. Люблю заниматься на различных тренажерах. Уже успел подружиться с другими ребятами, которые тоже ходят на занятия адаптивной физкультуры. Хочу, чтобы у меня была красивая, подтянутая фигура. Мне нравится спорт, хотя и не знаю, свяжу ли я свою будущую профессию с ним. Но заниматься физкультурой точно буду. Из школьных предметов люблю также математику, чтение и английский язык.

– Я тоже занимаюсь у Татьяны Михайловны первый год, – рассказывает Анастасия. – Мне сразу здесь понравилось, появилось желание сюда ходить. На уроках адаптивной физкультуры я встретила новых друзей. Также хожу на танцевальный кружок к Татьяне Михайловне и пою в ансамбле «Иланот». У меня есть мечта – стать певицей и научиться красиво танцевать. Хорошо двигаться помогает, в том числе, и спорт. Я участвовала в соревнованиях по конькобежному спорту. В дальнейшем хотела бы заниматься этим видом спорта, а еще добиться успеха в гимнастике. Ну и, конечно же, продолжу осваивать хореографию.

– Главное для тренера-педагога по адаптивной физкультуре – помочь ребенку укрепить здоровье, – считает Татьяна Гончаренко. – Важно направить его на ведение правильного образа жизни, приучить работать над собой, не лениться, а развиваться и не останавливаться на достигнутом. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *