Пять дней перед новой жизнью

Пять дней перед новой жизнью

Фото bezformata.ru

Именно столько времени длятся занятия в школе приемного родительства в нашей области

Как в дальнейшем сложатся взаимоотношения ребенка с новой семьей, смогут ли чужие мужчина и женщина стать его настоящими родственниками? Это зависит от многих факторов, в том числе от поведения ребенка, готовности приемных родителей взять на себя ответственность, их умения справиться с нестандартной ситуацией.

В конце 2016 года в банке данных ЕАО было зарегистрировано 459 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сейчас – 432 ребенка. То есть около 30 детей в этом году передали из государственных учреждений в семьи.

Эти данные привела на пресс-конференции, состоявшейся в правительстве области, начальник управления по опеке и попечительству ЕАО Ольга Бабий.

Она рассказала о реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в области. На территории автономии их шесть: это образовательные учреждения – детские дома № 1, 2, 3 и коррекционная школа-интернат в поселке Бира, одно учреждение социальной защиты (детский дом инвалидов) и одно медицинское учреждение – специализированный дом ребенка.

– Мы постепенно переходим к учреждениям семейного типа и перепрофилированию государственных учреждений для детей-сирот, – пояснила Ольга Бабий. – Первый этап – это приближение условий к семейным.

Судя по результатам мониторинга организаций для детей-сирот, который проводила Общественная палата РФ прошлой осенью, областным учреждениям удалось достигнуть цели. Во всяком случае, коррекционная школа-интернат поселка Бира набрала около 900 баллов из 1000 возможных, остальные учреждения – чуть меньше.

Комнаты, где проживают дети, рассчитаны не на 20–30 человек, как раньше, а на 8–10. Братья и сестры, даже если они разновозрастные, находятся в одной группе. Планируется в конкретных учреждениях увеличить количество групп, чтобы снизить в них  число детей.

У каждого ребенка в государственном учреждении, помимо спального места, имеется и свое пространство, в котором он занимается, развивается. Есть отдельные комнаты для приготовления пищи, есть комнаты, где ребенок может заниматься самообслуживанием.

Важное новшество – ушло такое понятие, как необучаемый ребенок, повсюду, включая коррекционную школу-интернат и детский дом для инвалидов, используются образовательные программы. Все учреждения имеют образовательные лицензии, дом ребенка получил образовательную лицензию по дошкольному воспитанию.

Количество детей, находящихся в госучреждениях, ежегодно снижается. Это не просто позитивная тенденция, а результат целенаправленной работы либо с кровной семьей, если это возможно, либо с замещающей семьей. В детских домах проходят дни открытых дверей, на которых воспитанники рассказывают о себе, показывают концерты, встречаются с потенциальными родителями.

В специализированном доме ребенка при передаче малыша в семью ведется работа с его новыми родителями. Социальные педагоги, психологи рассказывают об особенностях воспитания, о том, как будет проходить адаптация ребенка при переходе из государственного учреждения, помогают родителям понять и принять малыша.

Есть общественный совет при управлении по опеке, который наблюдает за приемной семьей. Есть актив в каждом районе, родители делятся опытом в воспитании приемных детей.

Начальник управления по опеке и попечительству рассказала о таком новшестве, как социальные гостиницы. Мама, приехавшая из отдаленного района навестить сына или дочку, может остановиться в такой гостинице, созданной при государственном учреждении, и общаться с ребенком. Социальные гостиницы используют и старшие воспитанники. Они могут пожить там несколько дней: дети привыкают к самостоятельности – сами готовят обед, стирают, учатся распоряжаться деньгами.

Ольга Бабий отметила, что реструктуризация и реформирование позволили сократить число возвратов детей из приемных семей. Ребенок, поступающий в детский дом, сначала помещается не в реабилитационный центр, а в транзитное отделение государственного учреждения, в котором будет воспитываться. В этом году продолжат формировать транзитные отделения. Откроют дополнительные группы в детских домах №1 и №3. Во втором и в третьем детских домах и интернате в пос. Бира откроют отдельные комнаты для приема пищи.

В госучреждениях сегодня созданы прекрасные условия  для детей, оставшихся без попечения родителей.

– Вместе с тем каждый ребенок хочет жить в семье, каждому ребенку необходимы мама и папа. Поэтому я всегда призываю родителей беречь своих детей, сохранять свои семьи, а если случилось, что ребенок остался без родителей – надо сделать так, чтобы у него была семья, – высказалась Ольга Николаевна.

Интересный вопрос – почему из неблагополучной семьи забирают не всех детей? Ольга Бабий пояснила, что специалисты органов опеки всегда исходят из интересов ребенка. Обращают внимание на возраст и учитывают его мнение. Если ребенок говорит: «Я не пойду», никто его силой заставлять не будет. Согласие ребенка учитывается с 10-летнего возраста.

Международное усыновление у нас в ЕАО сокращается, сообщила Ольга Бабий. Если в 2009–2010 годах из области увозили за рубеж по 70 человек в год, то в прошлом году – 24. А усыновители приезжают в нашу область из Приморья, Амурской области, Хабаровского края, даже из Москвы и Московской области.

Участники пресс-конференции коснулись такого вопроса, как подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни. Речь шла не только о выработке трудовых навыков у детей, хотя это очень важно, но и роли крестных родителей в социализации детей, профилактике социального сиротства. Крестные родители, как показывает жизнь, нередко становятся приемными родителями.

Участники пресс-конференции вернулись к тому, с чего начали разговор – каждому ребенку нужны мама и папа. Нужна семья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 − шесть =