Раечка нашего детства

Она тащила тяжелые бобины с кинофильмами за двенадцать километров, чтобы порадовать новинкой

Готовя к печати этот материал, я невольно вспомнила свое общение с сельскими представителями искусства кино, то есть киномеханиками. В поселке, где я выросла, эту роль играла молодая и красивая женщина Рая. Да получше иных мужчин. Сама ездила в кинопрокат за новыми лентами, тащила порой пешком тяжелые железные банки-бобины все двенадцать километров от трассы. Зато вечером весь поселок созерцал новинку отечественного или зарубежного кинематографа. В соседних же селах крутили чаще всего старые заезженные киноленты.

К 50-летию Октябрьской революции в малых селах Курской области, где не было клубов, стали строить типовые кинозалы под названием «Спутник». Всего их построили пятьсот. Кино пришло даже в самые малые хутора. И Раечке приходилось обслуживать соседние «Спутники» — в нашем поселке клуб, слава Богу, имелся, и вполне приличный — бывший помещичий дом.

Конечно, мы нервничали, когда на самом интересном месте пленка рвалась или заканчивалась очередная часть фильма. А то и звук пропадал. Но «сапожником» Раю не обзывали — ее любили и жалели, несмотря ни на что. И удивлялись, как она еще может хорошо показывать кино при допотопной аппаратуре.

Пока работала Раечка, люди ходили в кино. Потом она вышла замуж, уехала из поселка — и вместе с ней ушла важная часть поселковой жизни, культуры, которую эта девушка пыталась до нас донести.

Вспомнила, как в середине шестидесятых Рая привезла фильм «Председатель». Сразу две серии. Между сериями был небольшой перерыв и народ повалил из зала — покурить и пообщаться. Обсуждение фильма превратилось в дискуссию о колхозной жизни. Кто-то молчал, кто-то вздыхал, кто-то восклицал: «Хорошо, что у нас не так». Такое вот было искреннее переживание за судьбу героев, пока Рая готовила к показу вторую часть фильма.

Десять лет назад, приехав в родные пенаты, спросила маму, бывает ли в клубе кино. Она замахала руками. «Да какое кино! Клуб открывают только перед выборами, когда агитировать приезжают».

А в селе Амурзет до сих пор вспоминают добрым словом киномеханика Михаила Оксруда. Его приезд был праздником для сельских жителей. Он и на фермы возил кинопередвижки, и на полевые станы. Памяти этого удивительного человека посвятила свое стихотворение местная поэтесса Наталья Дедина.

Вот так ушел в небытие целый пласт нашей жизни. Да, есть навороченные кинотеатры с их новой технологией в формате 3D или 5D, есть «ящик» с кучей телеканалов на любой вкус, есть компьютеры, где можно скачать любой понравившийся фильм. Но все это не заменит того волшебства, которое рождалось на экране сельского клуба, той радости открытий, которую дарила нам девушка-киномеханик по имени Рая.

Вот такие мысли навеяли мне воспоминания Юрия Файнзильберга. И, наверное, не только мне.

Спасибо тебе, киномеханик Раечка, за добрые фильмы нашего детства!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *