Районы «подравняют» с плюсом

Районы «подравняют» с плюсом

Депутаты обсудили межбюджетные отношения области и муниципалитетов

В проекте областного бюджета на следующий год объем помощи муниципалитетам впервые за последние четыре года увеличен на 100 млн рублей. Из общей суммы помощи в 715 миллионов 660 миллионов – это дотации на «выравнивание».

На заседании Совета руководителей представительных органов местного самоуправления при парламенте ЕАО депутаты Заксобрания, их коллеги из муниципалитетов, главы районов и поселений обсудили вопросы предоставления дотаций муниципальным образованиям.

Спикер областного парламента и председатель Совета Любовь Павлова подчеркнула, что вопрос предоставления муниципальным образованиям дотаций из областного бюджета более чем актуален.

«Тема распределения финансовой помощи районам и поселениям обсуждается давно. Муниципалитеты не раз говорили о том, что существующая методика им до конца не ясна. Отсюда – все острые вопросы. Надеюсь, что сегодняшнее обсуждение этой темы представителями органов государственной власти и местного самоуправления внесет ясность и в дальнейшем позволит избежать взаимных упреков», — заявила Любовь Павлова.

О том, какие межбюджетные трансферты предоставляются районам и поселениям и как они рассчитываются, рассказал начальник финансового управления правительства области Андрей Садаев. В основном помощь муниципалитетам оказывается в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по сбалансированности местных бюджетов. Кстати, в проекте бюджета на следующий год, который депутаты уже приняли в первом чтении, объем помощи муниципалитетам впервые за последние четыре года увеличен на 100 млн рублей и составит 715 миллионов, из которых 660 миллионов – это дотации на «выравнивание».

«Мы не раз встречались с руководителями районов, поселений, депутатами представительных органов, поэтому по самой методике уже вопросов стало значительно меньше. Теперь больше вопросов – по размеру помощи», — сказал, в частности, А. Садаев.

Однако, как показали выступления присутствующих на Совете глав районов и поселений, председателей районных Собраний депутатов, серьезные вопросы к методике все-таки остались. И главный из них: почему она не учитывает усилия муниципалитетов по наращиванию собственной налоговой базы? Напротив, помощь получают те, у кого наполняемость бюджета ниже. Поясним, что хотя методика и включает множество критериев и факторов: структура населения, социально-экономические, географические условия, соотношение налоговых доходов на одного жителя и т.п., все же в итоге она направлена на то, чтобы менее обеспеченные муниципальные образования довести до уровня более обеспеченных, то есть создать примерно равную бюджетную обеспеченность всех муниципалитетов. Поэтому поселения, имеющие высокий налоговый потенциал, ведущий к сбалансированности бюджетов, не участвуют в распределении дотаций. К ним, например, в 2019 году будут относиться Облученское и Известковское городские поселения.

Именно об этом и говорили участники заседания. Например, глава Ленинского района Валерий Самков заявил, что поощрять нужно тех, кто не ждет дотаций, а сам прилагает максимум усилий.

«Существующая методика ведет к уравниловке, лишает муниципалитеты стимула самим искать пути повышения своих доходов. Мы, например, активно используем свой земельный потенциал, провели большую работу по энергосбережению и т.д. Но чем больше мы наращиваем собственную доходную базу, тем меньше получаем финансовой поддержки, а ведь она нам тоже необходима», — заявил В. Самков и предложил подумать о том, чтобы ввести прогрессивную шкалу поощрения муниципальных образований, специальные стимулирующие коэффициенты.

Аналогичными были выступления и глав поселений. Так, глава Бирофельдского сельского поселения Мария Ворон тоже подчеркнула, что в межбюджетных отношениях не должно быть уравниловки.

«Необходимо создавать условия, стимулирующие сельские поселения к развитию и поощрять тех, кто стремится быть самодостаточным. Мы, например, не имеем кредиторской задолженности, прилагаем все усилия, чтобы получить какие-то гранты, и небезуспешно. В то же время у нас есть трудности с оплатой коммунальных платежей, зарплатой отдельным категориям работников, исполнением муниципальных программ», — отметила
М. Ворон.

Замечания руководителей муниципалитетов были приняты.

«Согласен, методику нужно корректировать. Совместно с финуправлением этим займемся. Подумаем о создании рабочей группы, чтобы раз в квартал или в полгода комиссионно оценивать положение дел в каждом районе», — сказал первый заместитель председателя правительства Максим Сироткин.

«Прошу обязательно привлечь к этой работе самих руководителей районов, поселений. Они напрямую в этом заинтересованы, и мы не можем не учитывать мнение муниципальных образований, — сказала Любовь Павлова, подводя итоги заседания. – Возможно, действительно нужно ввести стимулирующие коэффициенты, возможно, рабочая группа предложит другие варианты. Кроме того, будет правильным, если будет сделан анализ муниципальных расходов с точки зрения их эффективности. Но ситуация должна быть исправлена. Мы все работаем в одной области, все заинтересованы в ее развитии, поэтому все должны быть едины и, соответственно, к каждому должен быть справедливый подход».


Пресс-служба ЗС ЕАО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *