Размышления на заданную тему, Или еще раз об истинном патриотизме

Размышления  на заданную  тему, Или еще раз об истинном патриотизме

riabir.ru

Все мы ныне находимся в преддверии  очередного юбилея нашей Еврейской автономной области.

Как правило, такие памятные даты неизменно связаны с поздравлениями,  с проведением красочных и массовых мероприятий  и другими приятными делами. И это действительно хорошо и правильно.

Но, наверное, это еще и хороший повод всем нам задуматься о пройденном пути, о нашем общем прошлом, о том, что нас до сих пор всех крепко связывает, и в то же время – сожалеть о том, что мы уже безвозвратно и навсегда потеряли.

Говоря об этом, я сам себе задаю вопрос – а действительно мы любим свою малую родину?!

В поисках ответа на этот вовсе не простой вопрос я мысленно привожу сам себе немало аргументов. Все мы – россияне – в абсолютном своем большинстве действительно любим свою страну и гордимся ею. Да и как не любить ее! Она и великая, и могучая! Она практически ныне одна противостоит многочисленным санкциям так называемого цивилизованного мира и в то же время оказывает действенную братскую помощь нуждающимся странам и народам. А потому, наверное, и любить такую страну вовсе и не так уже и трудно.

Гораздо труднее полюбить ее отдельную маленькую частичку величиною всего лишь 0,2% ее территории. А еще труднее полюбить 1/6 часть этой самой частички. И совсем уж сложно это сделать для отдельно взятого населенного пункта – города, поселка, села.

Если бы это было не так, то почему у нас так много заброшенных мест, домов и дворов?!

Тогда правомерен и еще один вопрос: с чего начинается любовь к родной земле? И сам себе отвечаю – может быть, с того, что человек постепенно и, может быть, даже неосознанно для самого себя начинает складывать в себе ее собирательный образ. Образ, в котором по крупицам соединяются в единое целое все элементы природы, истории, культуры и быта людей, живших когда-то и живущих поныне на этой самой земле.

Именно такую созидательную работу по собиранию в самом себе единого образа своей Родины, в принципе, и можно назвать одним словом – ОБРАЗОВАНИЕ! Недаром только личность, имеющую широкое представление об окружающем ее мире, принято в народе называть образованной и даже высокообразованной. Для подтверждения такого образования человеку вовсе не обязательно наличие дипломов и сертификатов. Скорее, ему для этого необходимо просто иметь желание в познании своей среды обитания, стремление сберечь, сохранить и развить это самое место своего обитания. А что это, если не настоящая любовь к своему Отечеству?!

Впервые на размышления подобного рода меня подвигла встреча с одним человеком. На заре моей профессиональной деятельности (было это в конце 1970-х годов) областное общество «Знание» отправило меня на семинар в город Черкесск. Прилетел я заранее, делать было особенно нечего, и я пошел гулять по городу – всегда люблю побродить в незнакомых местах. Вышел на окраину, где мне приглянулся один дом, красивый, большой, с дувалом (особый тип забора), с коваными воротами. За оградой увидел старика в огромной фуражке, на нем брюки-галифе, шерстяные носки, галоши. Словом, типичный кавказский человек. Я извинился, попросился войти. Он открыл калитку.

– Отец, сколько лет вашему дому? – спросил я.

– О! Этот дом начинал строить еще мой дед, – ответил хозяин и принялся рассказывать историю своей большой династии. – Вот теперь достраиваю сыну мансарду. Они с внуком будут дальше здесь жить и благоустраивать жилище.

И я подумал тогда: может быть, именно в этом и заключается истинный патриотизм!

Вот почему правомерным можно считать и появление третьего вопроса в наших размышлениях – а, собственно, какими наилучшими способами (инструментами) можно побудить человека к проявлению интереса к родной земле? Думается, что таких способов очень и очень много. Здесь годятся все средства музыки, литературы и живописи, архитектуры, археологии, биологии и географии и т. д. и т.п. Но среди великого множества таких средств я бы выделил особо так называемый топонимический подход. Подход, связанный с раскрытием истинного смысла в географических названиях, прежде всего, своей местности.

И это не случайно. Недаром еще великие ученые прошлого пришли к выводу о том, что географические названия, как правило, не бывают случайными, в них всегда есть определенный смысл и внутренняя логика.

«И ТОТ, КТО МОЖЕТ РАСКРЫТЬ СМЫСЛОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ ЭТИХ НАЗВАНИЙ, ПОДОБЕН ЧЕЛОВЕКУ, ЧИТАЮЩЕМУ КНИГУ ЗЕМЛИ, ГДЕ ВСЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЗАПИСАНА В ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЕ». (Н. И. Надеждин).

Вопрос состоит лишь в том, хотим ли мы читать эту книгу и можем ли мы ее читать. В качестве только одного из примеров этой книги приведу пример с названием нашего города Биробиджана. Почему он так называется?

Если спросить об этом среднестатистического жителя города, он, не задумываясь, ответит – да потому что город лежит на берегах двух рек – Биры и Биджана. Но так ли это на самом деле? Река Бира – вот она, а до Биджана еще добрая сотня километров. Наш город действительно лежит на берегах нескольких рек – Биры, Икуры, была еще речка Безымянка, но ее засыпали. Если город находится на берегах реки, то он и называется соответственно. Смотрите: река Москва и город Москва, река Амур и город Амурск. Значит, и наш город мог бы носить название типа Бирск, есть же город Бийск на реке Бия. Не хотите Бирск, назовите Икуринск – тоже неплохо. Можно было бы назвать очень гордо – Бировоградом. Так почему же назвали Биробиджаном?

Оказывается, в этом тоже заключается особость нашего города. Как правило, само название города дает впоследствии название и соответствующему району, области или краю: город Комсомольск-на-Амуре – Комсомольский район, город Красноярск – Красноярский край и т.д.

А у нас вначале исторически появился Бирско-Биджанский национальный район Дальневосточного края с центром в селении Тихонькая, а только позднее, в 1931 году, селению присвоили статус поселка и переименовали в Биробиджан – как бы в наследие от первичного названия района. Собственно, этот поселок и получил в 1937 г. статус города. Недаром даже на гербе нашей области изображен «золотой» уссурийский тигр с необычным поворотом головы, словно напоминающий нам о нашей необычной истории. И это должны знать и понимать наши жители.

Вот почему завершить свои размышления на заданную тему я хочу отрывком из стихотворения нашего земляка, поэта, журналиста газеты «Биробиджанер штерн» Хаима Бейдера «Первопроходцы».

 

Тех первых, кому имена – старожилы,

Поднявших топор

и наладивших пилы,

Чтоб гулом таежным

дали наполнить, –

Ты должен их помнить!

   

Парней и девчонок

Бердичева, Балты,

Чьих песен не пел ты,

Чьих судеб не знал ты.

Чей путь и на карте найти не сумеешь, –

Забыть ты не смеешь!

   

    ………………………………………………………………………….

 

У них уже внуки,

Они уже деды.

Но встал монументом борьбы и победы

Их город, охваченный гулом зеленым, –

Нижайший поклон им!

 


Борис Голубь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *