Развитие глубинки вглубь

Развитие глубинки вглубь

Схожие проблемы мелкие крестьянские хозяйства решают очень по-разному

Один из способов реализации излишков продукции личных подсобных хозяйств — объединение таких хозяйств в торгово-закупочные и перерабатывающие кооперативы. Начнем с отечественного опыта. Издание «Орловская средаплюс», №1 (34) от 15 ноября 2017 года пишет:

«По статистике, в Орловском регионе около 83% овощей производится в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) граждан; на собственных огородах и дачах выращивается почти 80% картофеля… Часть этой продукции используется гражданами для личного потребления, мизерная часть реализуется на рынках и ярмарках выходного дня, излишки пропадают. Между тем те самые излишки «огородной» продукции могли бы приносить селянам стабильный доход при условии создания в регионе перерабатывающих производств и заготовительных кооперативов. Земельные участки граждан, по сути, могли бы обеспечить их теми рабочими местами, ради которых жители села уезжают в Москву и соседние регионы». Ну прямо про нас!

И этот резкий текст — не журналистский ход для повышения «читабельности». Материал, как указано, «написан по информации Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова (Москва) и управления сельского хозяйства Липецкой области». И назван красноречиво — «Деревенский тупик».

Ладно, жителям Орловщины не повезло с начальством и журналист злой достался. Но вот чисто академическая статья «Пути решения проблем реализации сельскохозяйственой продукции» за 2015.

«В ходе аграрных реформ усугубились проблемы с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции. Трудности со сбытом появились и у крупных сельхозпредприятий, и тем более у мелких товаропроизводителей», пишет Е.А. Соскиева, к.э.н., ст. науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова.

По ее наблюдениям, рост посевных площадей фиксируется только под техническими культурами. Только в западных районах страны это подсолнечник и сахарная свекла. А на Дальнем Востоке «царица полей» — соя.

Автор статьи считает, что в настоящее время следует, как в дореформенный период, организовывать госзакупки части местной сельхозпродукции, в том числе в фермерских хозяйствах и ЛПХ. А скоро может прибавиться и сельхозпродукция с освоенных ДВ-гектаров. Они (эти гектары) вообще пока не имеют своего места на небольшом региональном рынке. А ведь к их освоению подталкивает именно государство.

Однако в настоящее время потребительских кооперативов в РФ, как и в других постсоциалистических странах, очень немного. В том числе потому, что люди отвыкли работать совместно — им же более 30 лет уже рассказывают страшилки о «стране Колхозии». Попутно не забывая славить покойных земляков — председателей канувших в Лету колхозов-миллионеров.

Вот такой компот. И сейчас один только этот «пунктик» способен намертво заморозить любую инициативу или «ученое» предложение…

 

Бегство в «цифру»

Несколько лет назад наша газета писала о проблемах сбыта мяса из личных подсобных хозяйств. Строгие правила санветконтроля от забоя скота до перевозки мяса призваны были обезопасить покупателя сельхозпродукции. Но «лишняя», по мнению владельцев ЛПХ, «суета» («Да мы же все делаем, как для себя!» — их аргументация) вводила крестьян в дополнительные расходы. И пока одни владельцы ЛПХ плакали, кляня обстоятельства, другие нашли выход… в интернет-торговле с помощью объявлений в соцсетях.

А что? Быстро, эффективно, бесплатно и совершенно без налогового контроля! Так можно продавать не только мясо, но и картошку мешками. Такая вышла стихийная цифровизация сельского хозяйства.

 

Вариант – «экологический» рынок

Вероятно, это самое подходящее место для реализации некрупных партий чистой (так называемой органической) продукции ЛПХ. Скорее всего, конкуренцию мелкому товаропроизводителю даже фермеры здесь немедленно составить не смогут — практически все они используют на полях химические удобрения и средства химзащиты растений. И не всегда умело.

При этом органические продукты по определению не должны быть дешевы. Хотя бы потому, что и здоровье, и строгий контроль качества сами по себе хороших денег стоят.

Но у многих ли подобных производителей есть возможность тратить время на торговлю за прилавком? Ведь «чистые» поля и огороды находятся вдали от городов, а состоятельные жители «кучкуются» как раз в городах! А зачастую людям невозможно бросить хозяйство на длительное время: семьи и на селе в основном малодетные, да и молодежь предпочитает там после школы не задерживаться. Остаются люди пожилые, извините, с пониженной производительностью труда и мобильностью. Это не упрек — это реалии, от которых не уйти.

К тому же множество крестьянских фермерских хозяйств находятся в отдалении даже просто от благоустроенных дорог.

 

Рис для богатого соседа

А как решают проблему сбыта огородных излишков из малых и отдаленных сел соседи по планете? В Китае вот недавно решили выращивать рис «на заказ».

Центральное издание КНР «Жэньминь жибао» на примере деревни Дашибэй рассказывает об опыте выращивания риса «на заказ». Один горожанин закажет себе продукции с четырех рядков, другие — с шести-восьми. Т. е. все по деньгам и по заранее обозначенной потребности (см. фото).

«Поселок Фушоу находится на мелководных холмах, и посадка риса там не приносит желаемого дохода, энтузиазм крестьян с каждым годом падает», — признают китайцы. Но в поселке была создана специальная кооперация.

«Крестьяне и заказчики подписывают контракт, клиент может выбрать поля, а фермеры обещают не использовать пестициды, химические удобрения», — пишет газета.

«Рис на заказ» стоит почти в полтора раза больше выращенного обычным способом. Но распробовавшие натурпродукт покупатели заказали жителям деревни Дашибэй в 2018 году в два раза больше продукции с их полей, чем в 2017 году. В итоге и местное сельхозпроизводство уже больше прогноза, и отмечен рост в доходах крестьян…

А ведь так можно вырастить не только рис в Китае, но любой другой продукт на нашей земле, хоть для состоятельных соотечественников, хоть на экспорт в Поднебесную. Можно жить не соей единой.

Почему мы обратились к оригинальному опыту Китая? А потому, что, как явствует из изученных при подготовке данной статьи материалов, половина кооперативов, созданных в РФ по традиционной схеме, вскоре… прогорают. Значит, нужен шаг нетрадиционный. «Удивить — победить!» — говаривал Александр Суворов. А ведь он был не только бравым полководцем, но и помещиком…


Вениамин РЕЙНЕР

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *