Рисующая мышка

Рисующая мышка - "Фейри". Мария Загородских

Анатолия Клименкова

"Фейри". Мария Загородских

Впервые в Биробиджане прошла областная выставка компьютерной графики

«Эпицентр» явления оказался в музее современного искусства ЕАО. Как сказал его директор Борис Косвинцев, музей — это не только хранилище древностей и памяти, это ещё и центр, генерирующий новые идеи на основе опыта поколений. И кажется, новый «блин» из этой творческой кухни вышел не комом.

Конечно, компьютерная графика и ранее представлялась на областных художественных выставках. Но это было очень небольшое количество работ немногочисленных авторов. На определённый «прорыв» в этом направлении стало возможным рассчитывать, когда в дело включилось поколение молодых художников — воспитанников худграфа ДВГСГА и членов областного общества фотографического искусства. Они привнесли в дело не просто игру, дерзость и фантазию, но и определённый профессионализм, что, собственно, и позволило данную выставку компьютерной графики разместить в престижных музейных стенах. Полторы сотни работ в экспозиции плюс ещё шестьдесят, которые можно было просмотреть на телемониторе. Такое тоже было в практике нашего художественного музея впервые, зато позволило принять участие в выставке 44 взрослым мастерам и 18 — детям.

«Чистую» компьютерную графику и фотографику зрителю следовало разделять.    Одни, что называется, рисовали «мышкой» свои фантазии и абстракции, у других в основе творения лежала всё-таки реальная фотография, которая преображалась с помощью компьютерных технологий.

«Мы не готовили свои работы специально, но десять наших коллег нашли у себя «неформатные» работы и выставили здесь, — сказал председатель областного общества фотоискусства Ефим Вепринский. — И теперь мы очень хотели бы увидеть в нашем обществе целый ряд новых авторов: нам есть о чём с ними поговорить».

Автору этих строк тоже было с кем поговорить. Например, с автором серии снимков про… кукол Оксаной Емельяновой. «Марионетка», «Гейша», «Живая кукла». Блестящие целлулоидные коленки то ли Барби, то ли Синди, ручки-ножки на ниточках, широко распахнутые глазищи под длинными ресницами. Мечта девчонки и… немного несчастная. Пять дней любят, носятся с новой игрушкой, а потом ведь всё равно бросят, поломают.

— Почему такая грустноватая тема? — спрашиваю фотографа.

— А разве это неправда? — отвечают мне вопросом на вопрос.

— А за что кукол мучаете? — не сдаюсь я.

— А это не куклы — это живые модели, люди. Да вот она стоит, — слышу вдруг, а Оксана показывает мне на стоящую рядом с ней девушку, в которой, даже глядя во все глаза, я никак не могу признать изображённую на снимке «натуру».

— Да правда — это она! — убеждает меня автор. — Потому серия и называется «Живая кукла».

«Натура» смеётся, утвердительно кивает, но не желает открыть своё инкогнито…

Денис Сибилев представил зрителям свой вариант «чистой» компьютерной графики, точнее, компьютерной анимации. Он работает в программе объёмного моделирования. (Практически все остальные участники выставки — просто в фотошопе). Хочет сделать собственный «мультик». Четыре месяца бьётся, а работы всё ещё невпроворот. Он ведь сам себе сценарист, режиссёр, оператор, монтажёр и все-все-все. Но обещал однажды пригласить на «премьеру»…

Моим добровольным консультантом на этой выставке то ли искусства, то ли возможностей компьютерной техники выступает Мария Удова. Она как раз преподаёт на худграфе компьютерную графику, объёмное моделирование и анимацию и  тоже выставила здесь свои работы в этническом стиле. От них веет Африкой — древней, не испорченной ещё белой цивилизацией.

— Маша, а зулусы твои что делают в Биробиджане?

— Да пусть будут. С Африкой как-то теплее…

Железная женская логика!

Интересно, что иногда глубокая компьютерная обработка «классического» фотоснимка позволяла приближать новые творения… к классической же акварели или темпере. Эффект впечатляющий, но неодно-значный.

На другом стенде также компьютерные иллюстрации В. Вертепного к сказкам Гофмана. Честно говоря, производят впечатление: цельно, стильно, эмоционально.

«Вот им теперь проще. Никакой мороки с кистями, запахом краски, никаких расходов на бумагу. Нажал кнопку, и враз всё идеально раскрасил, в точности повторил. И ведь тоже искусство!» — говорил почти с завистью один из художников-традиционалистов, бывший здесь лишь в качестве зрителя.

Ему возразил собеседник: «Если бы художники эпохи Возрождения ждали появления компьютера — не было бы никакого Возрождения!»

А третий вступивший в разговор товарищ напомнил всем слова одного американского компьютерного «гуру»: «Компьютер может всё. Не может он лишь одного — захотеть!»

ris-1 «Живая кукла». Оксана Емельянова
ris-2 «Розовый». Александр Плечко
ris-3 «Танцы на воде». Артем Аверин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *