“Родничок” — добра источник,

“Родничок” —  добра источник, - Аппаратное лечение детей с нарушением зрения

автора

Аппаратное лечение детей с нарушением зрения

или Дом для не совсем обычных ребят

В Биробиджане действует единственный в области детский сад  для малышей с ограниченными возможностями. Его  посещают 228 детей. Основное направление работы учреждения — квалифицированная коррекция отклонений в физическом, психическом и речевом развитии воспитанников. Заведующая детским садом  Надежда Васильевна  Проскокова подробно рассказала о возглавляемом ею учреждении.

— Более двухсот наших воспитанников распределены по группам в соответствии с возрастом и коррекционными отклонениями, кроме группы с нарушением интеллекта. Однако в существующих разновозрастных группах есть свои плюсы: старшие дети ухаживают за младшими, помогают им одеваться, учат тому, что могут сами.… Есть речевая группа — там ребятам корректируют заикание, — говорит Надежда Васильевна.

В кадрах воспитателей, готовых работать со столь непростым детским контингентом, проблем не испытывают. Свой педколлектив заведующая детсадом характеризует так: “Коллектив сформировался давно. Он грамотный и творческий и находится в той стадии развития, когда очень многое сделано, но еще больше хочется сделать. Кроме того, с детьми работают узкие специалисты: логопеды, дефектологи, психолог, врачи”.

Так, в офтальмологическом кабинете медсестра Светлана Скурида  проводит лечение ребят с нарушениями зрения на специальных аппаратах по назначениям  врача-офтальмолога Александра Акименко. Есть и кабинет биологической обратной связи (БОС), где с детьми работает дефектолог Евгения Кулина. Метод БОС — это современный метод реабилитации, направленный на коррекцию у ребенка зрительной патологии, который  также включает релаксацию и профилактику.

Нарушения зрения у некоторых ребят очень серьезные. Например, они видят предметы только в вертикальном изображении.

— Что значит видеть в вертикальном изображении? — спрашиваю медработника.

— Такому ребенку, чтобы увидеть предмет, нужно повернуть голову вбок на 90 градусов. Это очень серьезное нарушение, — поясняет Светлана Абрамовна. — Такой ребенок — инвалид по зрению. А вообще дети с нарушениями зрения — обычные ребята: такие же подвижные, любознательные. Проблемы только с очками.

За психическим здоровьем ребенка наблюдает психолог Елена Радионова.  Причём работает она не только с детьми, но и с педагогами, родителями, помогая им лучше понимать друг друга. Для этого третий год Елена Ивановна ведет школу молодых родителей. В ясельных группах уже накоплен богатый опыт по адаптации детей. Каждая группа представляет собой уютный уголок, в котором дети чувствуют себя раскрепощенными и защищенными.

В некоторых группах есть ребята с болезнью Дауна. Заболевание сложное — у ребят проблемы с памятью, речью…

Работать с такими детьми нелегко, но педагоги знают, что все эти ребята добрые, общительные.  Когда малыши ходят в детский сад — с ними играют, все общаются.  Когда же они подрастают, взрослеют, то понимают, что они не такие как все, и могут замкнуться в себе, испытав чувство отчуждения. Выйди они за пределы родных стен, попади в существующий социум, и все —  жестокость по отношению к слабым, увы, процветает.

Здесь же вся атмосфера в группах направлена на интеллектуальное и личностное развитие детей. Оборудованы коррекционные и природные уголки, уголки для игр, занятий и отдыха. В группах сотрудники стараются интересно оформить интерьер с помощью родителей.

— Наше учреждение работает в тесном контакте с детской поликлиникой. Дети находятся под наблюдением врача-педиатра и фтизиатра, — продолжает рассказ заведующая детсадом. — При необходимости детям назначают физиолечение, родителям рекомендуют оптимальный режим для своего ребенка, проводят консультации с воспитателями. В детском саду сложилась своя система оздоровительных мероприятий для каждой коррекционной группы. Например, в логопедической группе воспитатель Татьяна Григорьевна Кравец помогла организовать фитобар. Для наших детей физическое развитие является составной частью воспитания.sad-2

Есть в саду и два компьютерных класса, оснащенных отличными компьютерами «Макинтош»: один класс для детей-инвалидов, другой — для детей с речевыми нарушениями. Правда, в полную силу педагоги их не могут использовать, так как… нет специальных программ. Но есть кружок компьютерной графики, и ребята охотно занимаются определенным видом творчества, вполне справляясь с техникой.

— Посещают ли ваш детский сад ребята из области? — интересуюсь у Надежды Васильевны.

— Нет. Раньше были детки из районов. Тогда мы работали и в субботу, и в воскресенье. Сейчас у нас только городские дети. У детей тут, без преувеличения, второй дом. Детей много, наполняемость очень большая.

— А почему детей стало больше?

— Потому что патологий стало больше, следовательно, и проблем. Косоглазие,  близорукость, дальнозоркость, один глаз… Проблем со зрением немало… Есть дети-инвалиды, которые посещают детский сад по индивидуальному графику. В графике мы расписываем, когда ребенок занимается со специалистами, когда он просто общается с детьми. Такой подход практикуем уже третий год. Таких ребят немного. У нас даже был ребенок, который посещал учреждение только с мамой, которая к нам его водила за ручку. Ребенок многому научился в обществе детей. Его пребывание было расписано по часам. Мы хотим охватить детей, которые не организованы. С детьми необходимо работать, адаптировать их к жизни в обществе. Но адаптация — это, наверное, не то слово. Сотрудники детсада стараются доказать, что возможности их воспитанников широки. С 2002 года здешние малыши занимаются в театральном кружке «Теремок», в кружке ручного труда «Пчелка», вокальной студии.  Каждые два года выступают на городском фестивале «Радуга талантов». А в конкурсе детского рисунка в Москве  ребята заняли призовые места! Сегодня это дошкольное учреждение участвует во Всероссийском конкурсе «Детские сады — детям» в номинации «Лучший детский сад компенсирующего вида».

Природа когда-то оказалась не слишком милосердна к этим малышам. Но в процессе воспитания следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы и методы воспитания с учетом особенностей нервной системы воспитанника, таким образом, формируется личность.


Юлия КУЗИВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *