Росли заставы как грибы

Росли заставы как грибы

img0.liveinternet.ru

Бывший водитель Юрий Опенько считает День пограничника своим профессиональным праздником

– И не только этот день, – делится Юрий Федорович. – Меня поздравляют и с Днем автомобилиста, и с праздником строителей, еще с Днем железнодорожника – по молодости я работал в этой отрасли. Ну а еще День Военно-морского флота – я служил на подводной лодке. Есть у подводников и свой собственный праздник. Но День пограничника – это святое, потому что граница была очень большой частью моей жизни, хотя на заставах я не служил. Зато помогал их строить.

В конце шестидесятых и начале семидесятых годов из-за напряженных отношений с Китаем границы с южным соседом стали активно укреплять. Заставы начали расти как грибы после дождя. В районе второго Биробиджана появился особый стройучасток Военного строительного управления, которому предстояло обустраивать границу.

– Шел 1968 год. Вместе со мной устроился работать в этот участок Виктор Бородин, позже пришли Михаил Яковенко, Сергей Дербенев, Сергей Глуховцев, а наставником нашим стал опытный водитель, участник Великой Отечественной войны Анатолий Трофимович Савченко. Интересно, что Бородин и Яковенко проходили срочную службу в Китае – в те годы, когда наши страны дружили,– вспоминает Юрий Опенько. – Всем нам дали в распоряжение новенькие «ЗИЛы -130» – мечта любого водителя. До этого мы работали на стареньких «ЗИСах».

Но потом оказалось, что «ЗИЛы» мало приспособлены к нашему бездорожью, к перегрузкам, стоянке под открытым небом. Все это мы испытали на себе.

Расстояния до строящихся застав были очень большими. А еще водителям приходилось ездить за стройматериалами в Хабаровск, а это тоже неблизкая дорога, учитывая, что тогда не было асфальтированной автострады до краевого центра. В дожди дорога раскисала так, что машины буквально увязали в грязи.

– А ведь везти груз, да еще  с автоприцепом, по таким дорогам приходилось постоянно, – продолжает свой рассказ ветеран. – Помню, каким тяжелым был путь до Дичуна, по пути в Радде, где надо преодолеть крутой да к тому же скользкий подъем, потому что уже начались морозы. Но ничего у нас не получилось и пришлось заночевать в кабинах.

И только к утру удалось преодолеть препятствие с помощью гусеничного трактора – спасибо Виктору Степановичу Бородину. Стройматериалы на заставу мы доставили в полной сохранности.

Хватало и поломок. То не выдерживало перегрузок сцепление, а мороз за тридцать. С собой у нас всегда была паяльная лампа на всякий нештатный случай в зимнее время. На морозе приходилось менять и резину, и рессоры, и мосты, и коробки. В общем, ремонтом были обеспечены по горло.

А грузов требовалось все больше и больше, потому что заставы росли как грибы. Как-то везли из Хабаровска трубы, а дорога была гравийной и камни от встречных машин постоянно попадали в ветровые стекла. И разбивали их. Случалось такое и по дорогам на погранзаставы. Приезжаешь на место – зуб на зуб от холода не попадает. Стакан водки, шуба и теплое место, чтоб отогрелся как следует. За двадцать лет работы нашего стройучастка ни один шофер не простудился. Пограничники относились к нам как к родным, всегда радовались, когда мы приезжали и не отказывали в помощи. Машины каждые два года требовали капитального ремонта, а мы работали, себя не жалея, переживали за дело, а не за собственное здоровье. Бывало, что оно не выдерживало – так, прямо за рулем умер бывший фронтовик, наш наставник Анатолий Трофимович Савченко – остановилось сердце. Несколько водителей ушли из жизни, так и не получив пенсии.

И подводниками приходилось быть, когда преодолевали особо бурные реки.

Как-то перед началом строительства одной из застав собрал нас, шоферов, полковник из штаба округа: «Мужики, слово офицера – построим заставу, получите по новому «ЗИЛу».

Но еще не один год маялись мы с этими машинами, пока не стали поступать более надежные и комфортные.

Заставы были построены, и наш строительный участок вскоре перевели в Хабаровск. Там мы и оставили свои «ЗИЛы». Похлопали по капотам ладонями на прощанье и пошли на поезд.

Спрашиваю у Юрия Федоровича, сколько пограничных застав было построено с его участием.

– Я этот список наизусть помню. Это Луговая застава в Смидовичском районе, та самая, где в войну японцы вырезали всех пограничников. Ох и тяжелая была туда дорога, сплошные болота. Потом – Головинская, Воскресеновская, Ленинская. В Ленинском мы строили и Моргородок. Дальше – Кукелевская, Дежневская, Добрая, Благословенская, Туловская – это за селом Союзным, Помпеевская, Дичун, Башуровская. А еще строили две заставы в Амурской области.

Когда началась перестройка, надобность в особом пограничном стройотряде отпала.

У Юрия Федоровича Опенько среди множества наград есть знак «Отличник пограничных войск» 2 степени, две грамоты Дальневосточного пограничного округа и несколько грамот от руководства военно-строительного участка.

– Несмотря на трудности, те годы, когда мы строили заставы, были одними из самых лучших в моей жизни. Мы, шоферы, были как одна семья, и потом продолжали дружить, когда ушли на пенсию.

Сейчас из всех моих товарищей остался только Сергей Григорьевич Дербенев. И в День пограничника мы обязательно поздравляем друг друга.


Ирина Шолохова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *