«Рубикон» продан – мост будет

«Рубикон» продан – мост будет - первая ферма моста через Амур

Ильи Липина

первая ферма моста через Амур

Почему не работают российские строители на сооружении мостового перехода через Амур?

О закладке камня, символизирующего начало строительства моста через реку Амур в районе Нижнеленинского, «Биробиджанская звезда» сообщила в начале 2014 года. Однако первыми активность проявили наши соседи из Китайской Народной Республики. Нынешним летом с правого берега Амура они развернули работы на всем своем участке мостового перехода протяженностью 1800 метров. Поставили мощные железобетонные опоры, и на них уже легла первая стальная ферма будущего моста. На российском берегу, как недавно сообщил наш корреспондент в Ленинском районе Илья Липин, тишина.

Почему не работают российские строители? Ситуация прояснилась на заседании межведомственного оперативного штаба, которое провел на прошлой неделе его руководитель, губернатор ЕАО Александр Винников. 

Открывая заседание, Александр Винников, в частности, сказал:

— …В соответствии с межправительственным соглашением от 28 октября 2008 года (так прописано в соглашении) ответственными за его исполнение являются с российской стороны — правительство Еврейской автономной области, на территории Китайской Народной Республики – мэрия города Тунцзяна. Координатором работ, опять же в соответствии с соглашением, является Министерство транспорта Российской Федерации. Девятого августа я информировал на встрече президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о ходе реализации данного проекта и получил от него соответствующее поручение. 

Губернатор проинформировал участников заседания о том, что с китайской стороны по руслу Амура выставлено уже более 150 опор и начат монтаж первой фермы железнодорожного мостового перехода. В реализацию проекта уже вложены немалые средства, что вызывает озабоченность китайцев в связи с тем, что с российской стороны строительство не начиналось…

На заседании штаба была заслушана информация ряда представителей организаций, связанных со строительством мостового перехода. Так, Георгий Чичерин, вице-президент ООО «Управляющая компания Российский фонд прямых инвестиций» (Москва), проинформировал коллег, что на следующей неделе фонд запланировал официальное завершение сделки – купли-продажи компании «Рубикон», владеющей всеми правами на реализацию проекта. Она должна перейти под управление российско-китайского фонда прямых инвестиций с тем, чтобы иметь возможность реализовать проект строительства моста через Амур. 

— Мы планируем до конца года завершить выбор генерального подрядчика. Для этого сейчас объявляем тендер среди компаний, с которыми уже какое-то время проработали, с тем, чтобы начать строительство (где-то январь-февраль 2015 года), — сказал Георгий Чичерин.

На вопрос губернатора о сроках строительства моста он назвал цифру – не менее 34-х месяцев. Александр Винников парировал:

— Дело в том, что сроки строительства определены соглашением, которое было подписано в Санкт-Петербурге в присутствии вице-премьера Игоря Ивановича Шувалова и под эти сроки китайская сторона абсолютно четко работает. А учитывая, что им строить 1800 метров моста, а нам – 300, то необходимо организовать работу таким образом, чтобы наша часть моста была сооружена в аналогичные сроки. Альтернативы нет.  Триста метров моста – это «не разговор двух лет». И вам об этом скажет любой подрядчик-мостостроитель, который сооружал подобные объекты. Вам надо организовать нормальную работу…

О полной готовности начать строительство своих примостовых сооружений сообщил на заседании межведомственного оперативного штаба Алексей Лапников, руководитель ДВТУ Росграница. По его словам, проектом предусмотрена отсыпка примостовых территорий скальным грунтом толщиной слоя три-четыре метра – это порядка 200 тысяч кубометров породы. Вся документация готова, и можно было бы начинать работы уже в этом году, но пока нет такой необходимости.

Член совета директоров компании «Гарант» (Москва) Дмитрий Пресняков коротко доложил, что компания целиком и полностью отвечает за строительство примостовой инфраструктуры, т.е. таможенно-логистического комплекса перевалки и хранения грузов, которые пойдут из КНР в Россию. К настоящему времени завершена вся подготовка проектной документации. В рамках федерального законодательства компания сдала подготовленный проект на экспертизу – в управление строительства и экспертизы ЕАО — и надеется получить положительное заключение где-то 10-15 декабря этого года. Далее последует подготовка рабочей документации.

Александр Винников обратил внимание представителей всех организаций, причастных к строительству моста, на необходимость заключения между ними договоров, которыми были бы увязаны сроки строительства примостовых объектов с главным объектом – железнодорожным мостом. Иначе его эксплуатация окажется проблематичной.

О готовности содействия строителям мостового перехода доложил на заседании штаба замдиректора Департамента программ развития Министерства транспорта РФ Александр Славуцкий.

— Чтобы начать работы в пограничной зоне, необходимо получить разрешение. Работы здесь связаны с определенными нюансами охраны государственной границы России, — напомнил участникам заседания Александр Тирон, начальник службы в городе Биробиджане Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО. 

Объемы работ и очередность реконструкции железнодорожной ветки Биробиджан-Ленинск, по словам Игоря Лупежова, заместителя главного инженера Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», будут определены в первом квартале 2015 года. Пока же поток грузов, которые заявляют для перевозки, невелик, и железнодорожная линия может работать без реконструкции, хотя в перспективе она предусмотрена, на что, по прикидкам, потребуется более восьми миллиардов рублей. 

— Железнодорожный мост через Амур – особый проект, — подвел итог заседания Александр Винников. —  Он первый мост на всей протяженности российско-китайской границы по Амуру… Недавно подписано дополнительное соглашение с Китайской Народной Республикой о ввозе в Российскую Федерацию продовольственных товаров. Это связано, прежде всего, с тем, чтобы обеспечить население России теми товарами, ввоз которых мы запретили из ряда стран в ответ на их санкции. И, коллеги, мы должны решить важную государственную задачу. Президент Российской Федерации придает этому самое серьезное значение. Несколько дней назад у меня состоялся разговор с руководителем Контрольного управления президента. Я ему сказал, что мы по итогам сегодняшнего заседания проинформируем администрацию президента о ситуации со строительством моста. Сегодня надо подумать и принять дополнительные меры, которые позволили бы ввести данный объект в строй и нам,  и  китайской стороне синхронно. 

Губернатор проинформировал участников заседания о больших возможностях дорожного и строительного комплексов ЕАО. У нас действует цементный завод, выпускающий не только высокомарочный портланд-цемент, но и щебень. Работают шесть кирпичных заводов. Ряд предприятий производят пиломатериалы. Работает завод железобетонных изделий. Дорожные строители имеют современную технику и богатый опыт прокладки трасс и других сооружений.

— Сегодня вы занимаетесь подбором подрядчиков. И естественно желание руководства области, чтобы в строительстве моста принимали активное участие в первую очередь предприятия и организации области. У нас есть все для того, чтобы ускорить эту важную работу, чтобы не возить стройматериалы из Центральной России, что повлечет удорожание проекта. У нас в области достаточно рабочей силы. При необходимости мы будем содействовать привлечению на стройку людей из других регионов. Есть у нас и специалисты, которые вышли на пенсию, но могут и сметы проверить, и любой контроль осуществить, — сказал Александр Винников.

Руководителем рабочей группы по строительству моста определен Виктор Гожий, первый заместитель председателя правительства ЕАО, заместитель руководителя межведомственного оперативного штаба. По просьбе корреспондента газеты он пояснил ситуацию со строительством моста.

— Межведомственный оперативный штаб создан для того, чтобы содействовать наиболее значимым, наиболее престижным для экономики области инвестиционным проектам. Их сегодня четыре: строительство Кимкано-Сутарского ГОКа, освоение месторождений графита и марганца и строительство мостового перехода через Амур. Вопрос по мосту, так сказать, обострился. Мы подошли к финишной черте купли-продажи компании «Рубикон». Потому нужно было собраться и определиться, «на каком свете» находятся сегодня каждая из трех структур строительства моста – «Росгранстрой», «Гарант» и «Рубикон». Заключительный этап – ввод в строй российской части моста и прилегающих к нему инженерных сооружений — должны быть окончены строительством одновременно. Мало того, все три структуры должны закончить свои работы синхронно с окончанием строительства моста китайской стороной – китайской части мостового перехода. Это сложно увязать, это разговор будущего. К нему сегодня губернатор и подвигал участников заседания: «У нас сегодня уже нет времени на раскачку, мы сегодня уже опаздываем». Вот сегодняшний смысл и цель разговора, и мы получили необходимую информацию. После заседания, в рабочем порядке, решили ряд неотложных организационных задач… Так что вполне реально в январе-феврале приступить к строительству моста и с российского берега Амура.

— Почему потребовалась процедура купли-продажи «Рубикона»?

— «Рубикон» — дочка частной компании «Петропавловск», — ответил Виктор Гожий. — Они — инициаторы строительства моста. Когда подготовили проект мостового перехода и подошли к его реализации, то оказалось, что на государственной границе по закону не может быть частной собственности. Мост на границе должен принадлежать государству. Оно сказало компании, мол, большое спасибо, что вы подготовили проектно-сметную документацию, отдайте нам свой продукт, который сделала компания «Рубикон». «Не вопрос: покупайте». 

— «Сколько?» — «300 миллионов»… — «Да вы что!»… (Шутка). Год шел торг. На здравой, объективной цене остановились.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *