Рынок требует перемен,

Рынок требует перемен,

автора

или Почему муниципальное автопредприятие не может на равных конкурировать с частными перевозчиками

Водитель микроавтобуса всю дорогу от Амурзета до Биробиджана рассказывал о том, как в прошлую поездку ему не повезло: в лобовое стекло влетел камень. И за его замену в городе пришлось выложить кругленькую сумму. А также о том, что он давно оформлен как частный предприниматель, исправно платит налоги и может не бояться проверок на дорогах. Но после телефонного звонка с сообщением, что перед въездом в город — пост ГИБДД совместно с транспортной полицией и специалистами управления автодорог ЕАО, тут же свернул с прямой дороги на Биробиджан. И резво понесся по объездной трассе. В результате мы приехали в областной центр почти на час позже, чем обычно. Причем к большому неудовольствию пожилой женщины, которая благодаря непредвиденному «маневру» водителя не успела на заранее назначенную больничную процедуру. Нельзя было не заметить того, что следом за нашим водителем-таксистом по этой же дороге в город поспешили еще два его коллеги-коммерсанта.

В местной налоговой инспекции и в отделе экономики администрации Октябрьского района подтвердили — в Октябрьском районе легально перевозят пассажиров не больше пяти-шести человек. Остальные занимаются предпринимательской деятельностью незаконно.

Раз в квартал легальные перевозчики, курсирующие на междугородных маршрутах, платят налог на вмененный доход, который поступает в местный бюджет. Раз в месяц — взносы в Пенсионный фонд. Размер первого налога, по словам одного из законопослушных таксистов, составляет шесть тысяч рублей. Минимальный пенсионный взнос – 1900 рублей в месяц — примерно столько платят работодатели за работника с месячной зарплатой в 13 с половиной тысяч рублей. Правда, у таксистов есть право написать заявление на добровольное увеличение этой суммы в случае, если они рассчитывают на получение более высокой пенсии. Но этим правом, по словам работников местного отдела Пенсионного фонда, пока воспользовался только один из легальных перевозчиков. При плате за проезд одного пассажира в 500 рублей в один конец и наличии в микроавтобусе не меньше семи посадочных мест такая налоговая нагрузка для большинства серьезных и действительно уважающих себя и закон предпринимателей не так уж и велика. Но зачем платить налоги, оформлять справки — разрешения или лицензии на транспортные перевозки вообще, если государство слабо контролирует эту деятельность и любой пост на дороге можно просто объехать?

 Подобная ситуация характерна, наверное, не только для маленького Октябрьского района, где на перевозке пассажиров при отсутствии работы в селах не пытаются заработать, наверно, только самые ленивые владельцы автомобилей и микроавтобусов. Как в таких условиях удается выживать муниципальным перевозчикам?

По словам начальника муниципального автотранспортного предприятия «Октябрьское» Александра Чалайдюка, загрузка их автобусов на междугородных маршрутах по итогам девяти месяцев с начала этого года составила всего 28 процентов при плановой в 75 процентов. Предприятие несет убытки даже при дотировании правительством области части затрат на социально значимых маршрутах. Причина — население предпочитает пользоваться услугами частных перевозчиков. Их микроавтобусы более комфортные и скоростные. Поэтому доезжают до областного центра на полтора часа быстрее старых муниципальных «пазиков», водители которых обязаны соблюдать скоростной режим и двигаться по утвержденным маршрутам строго по расписанию с остановками во всех селах района. Кроме того, более мобильные водители частных автобусов сами забирают пассажиров в промежуток времени от пяти до шести часов утра прямо у их домов. И часам к четырем дня уже успевают доставить их обратно на то же самое место вместе с багажом. Плата за услуги — всего на 50 рублей выше, чем в муниципальных автобусах. Некоторые перевозчики даже выдают проездные документы- билеты. Поэтому на муниципальном транспорте народ чаще ездит из Биробиджана в Амурзет тогда, когда нужно вернуться домой позже, выехав из города после трех или пяти часов вечера. 

 Уже несколько лет у муниципального предприятия нет финансовых возможностей для обновления автопарка. На город, учитывая дальность перевозок — более 200 километров в одну сторону, по очереди ходят пять самых новых автобусов. Еще пять — заняты в районе перевозкой школьников. Срок их эксплуатации подходит к концу. Когда, кто и на какие деньги будет покупать новые «школьники» — пока неизвестно. Отдел образования администрации района за перевозку детей рассчитывается с большим опозданием. И имеет на сегодня миллионные долги. Но водители школьных автобусов, несмотря на это, продолжают исправно подвозить детей в школы и детские сады. Не сразу районный бюджет расплачивается и за услуги по содержанию дорог. На балансе автопредприятия есть еще и две единицы дорожной техники.

Еще три муниципальных автобуса работают на внутрирайонных маршрутах. Самые востребованные – Амурзет- Екатерино-Никольское и Амурзет-Нагибово. Поэтому и рейсы здесь ежедневные, и их несколько. Всего два раза в неделю осуществляют подвоз населения из малых сел – Ручейки, Столбовое. Пассажиров в них очень мало. Эти рейсы тоже дотируют из районного и областного бюджетов. С связи с уменьшением пассажиропотока в Полевском сельском поселении уже возникла потребность в финансовой поддержке с нового года еще одного внутрирайонного маршрута Амурзет- Луговое.

Многие жители района, пользующиеся услугами частных перевозчиков, считают, что муниципальное автопредприятие само виновато в том, что сегодня терпит убытки. Мол, нечего было смотреть, как таксисты отнимают выручку. Нужно было в условиях рынка самим меняться. И за последние годы купить хотя бы один комфортабельный микроавтобус, а лучше парочку, чтобы можно было на равных конкурировать с частниками. Думаю, что в подобных рассуждениях есть рациональное зерно, несмотря на то, что первый заместитель главы муниципального района Марина Леонова, курирующая эту отрасль, утверждает, что такой возможности у АТП просто не было.

Сегодня МУАТП «Октябрьское» на областном и районном уровнях поддерживают потому, что понимают: в условиях отсутствия конкуренции его уход с рынка транспортных услуг тут же приведет к повышению цен на проезд у частных перевозчиков. Но держаться на плаву вечно только за счет дотаций у автопредприятия наверняка не получится. Бюджет – не бездонный. Да и зачем давать рыбаку рыбку — деньги вместо удочки — возможности приобрести более комфортабельный транспорт, с помощью которого можно их заработать? 

Руководитель АТП Александр Чалайдюк, за спиной которого стоит коллектив почти в тридцать человек, – за конкуренцию, но при одинаковых для всех участников рынка условиях. Потому уверен, что более тщательные проверки на дорогах должны заставить нелегальных частных перевозчиков выйти из тени — платить налоги, оформлять лицензии, проходить медосмотры, страховать пассажиров так же, как этого требует закон от муниципального предприятия, или уйти с рынка услуг. Хотелось, чтобы его наконец-то услышали те, кто обязан заниматься этой работой по долгу службы.

«Не к Президенту же обратиться»

В Биробиджанском районе плохо ходят автобусы
«Не знаю, к кому обратиться. Думаю, попробую написать вам. Мы не знаем, почему не ходят рейсовые автобусы, дети учатся в городе и не могут приехать домой. В чем дело? Мы живем в селе Красивое, у нас рейсового автобуса нет, а ленинские рейсовые автобусы не ходят, на маршрутках студентам дорого очень ездить. Они не могут даже студенческими билетами воспользоваться. Но ведь детям хочется дома побывать. Да и нам, простым людям, иногда надо съездить в Биробиджан, а уехать не всегда возможно. До каких пор это будет продолжаться? Подскажите, куда можно обратиться по этому вопросу, ну не к президенту же?»
Галина ФИЛАТОВА,
жительница села Красивое Биробиджанского района

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *