С калькулятором – к новым горизонтам

С калькулятором – к новым горизонтам

Анатолия Клименкова

В правительстве ЕАО прошла пресс-конференция, посвященная модернизации региональной системы общего образования…

Кроме журналистов, участниками коллективной встречи, состоявшейся в формате «круглого стола», были представители правительства ЕАО, Законодательного Собрания автономии, областного комитета образования, а также директор школы № 1 г. Биробиджана Наталья Лавриненко и учитель из средней школы села Птичник Анна Ремпель.

Открыла дискуссию заместитель председателя правительства ЕАО Ирина Пинчук, которая рассказала об истории проекта модернизации общего образования РФ.

— Все началось 4 апреля этого года, когда на заседании Правительства РФ Владимир Владимирович Путин дал соответствующее поручение органам федеральной власти: реализовать проект по модернизации региональной системы общего образования и повышению заработной платы учителей. Затем появилось постановление Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам на софинансирование этого проекта. Следующий шаг – решение нашего губернатора, Александра Ароновича Винникова, о том, что мы, безусловно, будем поддерживать этот проект, найдем дополнительные средства в областном бюджете, — рассказала Ирина Пинчук.

12 июля между властями ЕАО и Министерством образования и науки РФ было заключено соглашение о предоставлении нашему региону целевых субсидий из федерального бюджета. Вышел ряд постановлений областного правительства, разработан комплексный план модернизации региональной системы общего образования. Вся необходимая нормативно-правовая база была подготовлена в нашем регионе своевременно, направлена в федеральный центр, и ЕАО получила целевую субсидию. Но здесь есть несколько особенностей, которые подробно раскрыл в своем выступлении председатель комитета образования Еврейской автономии Евгений Сильянов.

— Соответствующий проект рассчитан на три года. Стартовал он с сентября. На этот период на всю страну из федерального бюджета выделено 20 миллиардов рублей, на 2012 год запланировано выделить 60 миллиардов, на 2013 год – 40 миллиардов. По ЕАО на 2011 год сумма федеральных субсидий составила порядка 37 миллионов рублей, в 2012 году дадут 117 миллионов. Федеральные деньги ни в коем случае нельзя пускать на зарплату. Сам проект модернизации общего образования – комплексный. Это не только повышение зарплаты учителей, хотя это основное, на мой взгляд. Это и приобретение различного оборудования (учебного, спортивного), транспортных средств (школьные автобусы), повышение материальной базы школьных пищеблоков и медицинских кабинетов. Также имеется в виду повышение квалификации и переподготовка учителей, модернизация самих образовательных учреждений в части информатизации (закупка нового компьютерного оборудования, повышение пропускной способности Интернета). По всем этим направлениям целевые федеральные средства можно тратить. Но при этом регион должен точно такую же сумму пустить на повышение зарплаты учителей, что было и сделано в ЕАО. Помимо этих денег, не менее 5 процентов регион должен дать для дополнительного софинансирования на модернизацию материальной базы наших школ. Это составило порядка двух миллионов рублей. Все эти деньги были включены в программу «Современная школа ЕАО», на 1,5 миллиона закупили спортивного оборудования, 400 тысяч рублей пустили на повышение квалификации наших педагогов.

Как узнали журналисты, самое ценное в новом проекте то, что средняя зарплата учителей будет законодательно привязана к средней региональной зарплате в сфере экономики. На этот год для «учительской» в ЕАО установлена планка в размере 91,2 процента от «экономической», в будущем году эти показатели не должны разниться. Сколько сие выражается в рублях, доходчиво разъяснил Евгений Сильянов.

— Мы стартовали с отметки 14196 рублей – средняя зарплата учителей в ЕАО по итогам первого квартала текущего года. Мы пошли по пути ее повышения на 30 процентов с последующим доведением в 2012 году до средней зарплаты в сфере экономики ЕАО. За сентябрь средняя зарплата учителей в ЕАО составила 20573 рубля. Если мы сравним ее со стартовой отметкой, то увеличение почти на 45 процентов. Мы перевыполнили обязательства, которые на себя взяли.

Возьмем среднюю зарплату учителей за восемь месяцев (с января по август), она была по области – 15893 рубля. Если сравнивать сентябрьскую зарплату со средней за восемь месяцев, рост – 29,6 процента. Хочу подчеркнуть, что это – средняя по образовательным учреждениям. В разрезе по районам она абсолютно разная. Так, например, в Смидовичском районе средняя зарплата учителей (21508 рублей) уже выше, чем средняя по экономике. В Облученском районе средняя зарплата за сентябрь – менее 16 тысяч рублей. Это показатели того, как в том или ином районе за последние годы шли процессы оптимизации образовательной сети. Когда мы стали анализировать штатное расписание, то схватились за головы. Доходило даже до анекдотических случаев, когда в школе порядка 28-30 учеников, а в штатное расписание были включены такие должности, как гардеробщица (при отсутствии гардероба в школе), экспедитор, водитель и так далее…

По его словам, те учебные заведения, которые серьезно подошли к процессу оптимизации, в итоге вышли на довольно высокие финансовые показатели. Как рассказали аудитории, в нашей области есть школы, где зарплаты учителей впечатляют. Так, например, учителя одной из школ Ленинского района в среднем получают (данные по сентябрю) 27300 рублей в месяц. Другое учебное заведение в этом же районе добилась аналогичного показателя в размере 24300 рублей…

— Многие выпускники вузов не идут работать педагогами в школы из-за низкой зарплаты. Есть ли разница в заработках молодого специалиста и учителя со стажем? – спросил корреспондент «БЗ».

— Этот миф в ЕАО давно развеян, — ответила директор «первой» Наталья Лавриненко. — В мою школу в прошлом году пришли десять молодых специалистов, в этом году – еще два. Я проанализировала этот год. Минимальная зарплата молодого учителя на ставку заработной платы (18 часов) составляла на 1 января 7660 рублей. А с 1 сентября – 10668 рублей. Если взять максимальную зарплату на ставку 18 часов, то в январе она была 15131 рубль, а сейчас она составляет 18554 рубля. Максимальная зарплата учителя составляет 32692 рубля. Это без стимулирующих выплат…

— Одно из направлений проекта модернизации школы – привлечение молодых специалистов, — добавил свой комментарий Евгений Сильянов. — Даже центральные регионы, которые побогаче, сегодня ставят задачу перед своими органами образования: довести уровень молодых специалистов в школах до семи процентов от общего количества учителей. Мы сегодня уже к 15 процентам подходим. За последние три года в наши образовательные учреждения пришли 258 молодых специалистов. Одна из причин – хороший уровень заработной платы. Мы, когда вводили новую систему оплаты труда, убрали такой показатель, как доплата за стаж работы. Мы – не собес, не должны доплачивать за возраст. Звание и заслуги – это совсем другое, но платить за возраст – это, извините… И сегодня молодой специалист при определенном количестве часов факультативной работы, кружковой работы, классного руководства имеет зарплату ненамного меньше, чем учитель-«стажист». Уверен, что скоро в наших школах будет сплав мудрости «стажистов» и веселого задора молодых специалистов. Сегодня в большинстве районов вакансий учителей нет!

О том, как оценивается труд учителя в новых экономических условиях, рассказала учитель школы села Птичник (в ней обучаются 346 ребят – авт.) Анна Ремпель.

— Все прозрачно. Происходит своеобразный ликбез. Директор собирает учителей и мелом на доске пишет: «Вот наш фонд заработной платы. Вот нам добавили 773 тысячи, вот у нас идет на стимулирующие выплаты». И каждый человек видит: куда и сколько денег идет. Заработная плата выросла у нас существенно. В прошлом году, до 1 сентября, средняя зарплата в нашей школе была 25 тысяч рублей, сегодня – 32 тысячи. Ощутимо! Минимальная была 11 тысяч, сегодня – 14 тысяч. Что касается стимулирующих выплат. Мы создали рабочую группу, уточнили критерии (их всего – 15). Посчитали, сколько стоит один балл, потом дали учителям разработанные критерии. Каждый из них сам себя оценивал – сколько он заработал баллов. Потом рабочая группа проверила их достоверность. Например, у кого-то набралось за месяц 12 баллов, умножаем это количество на 150 рублей (цена одного балла) и получаем искомую сумму доплаты…

Кто-то из журналистов резонно заметил, что «сеятели разумного, доброго, вечного» в наш прагматичный век превращаются в «счетоводов», для которых главное – проценты, баллы и так далее. «Не отойдет ли формирование личности школьника на второй план?» — прозвучал вопрос. На что было замечено, что в список критериев эффективности работы педагога, влияющих на зарплату, входят и воспитательные показатели. Была поднята также проблема переполнения классов в отдельных школах: при нормативе 25 учеников в классе первоклашек порой комплектуют больше. Как объяснили журналистам, в этом виноваты нестыковки в федеральном законодательстве – в частности, Конституции РФ (право на образование) и санитарно-эпидемиологических норм.

— Ну, откажет директор кому-то из родителей, а тот возьмет и обратится в прокуратуру. И, возможно, в этом случае выявят нарушение закона. Возьмет сверхположенного учеников – тоже нагрянут проверяющие, — развели руками чиновники.

А на мой взгляд, причина в разительном контрасте между школами в том же Биробиджане, когда из какой-либо делают «конфетку» и вливают туда миллионы, а на какую-нибудь окраинную смотрят «философски»: не развалилась еще – да и ладно. Вот и ведут родители детей туда, где модернизация не на словах…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *