С судьбой и без судьбы

«БШ» представляет читателям фильмы разных лет и разных стран, рассказывающие о Холокосте, не такие популярные, как «Список Шиндлера» или «Пианист», но возможно, именно поэтому более впечатляющие.

«Магазин на площади» Яна Кадара (Чехословакия, 1965)

Великолепное старое кино, о котором мало кто знает, хотя оно удостоилось премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и особого упоминания жюри Каннского кинофестиваля. Картина рассказывает обыденную и оттого особенно трагичную историю. В годы Второй мировой войны простому словацкому плотнику в рамках программы «ариизации» передают магазин почти нищей старой еврейки, всю жизнь торгующей пуговицами. Как объяснить этой ни в чем не виноватой женщине, что он теперь является хозяином того немногого, что у нее есть? Что делать, когда из города начнут вывозить евреев? Чему подчиниться — приказу нацистов или голосу собственной совести? На такие сложные вопросы и отвечает кино с прекрасными актерскими работами и удивительно проникновенными интонациями.

«Ночной портье» Лилианы Кавани (Италия, 1973)

Собственно, это картина не про Холокост, но определенно про его последствия, и что самое ценное — про психологию жертвы и палача. Сложный, спорный, эпатажный фильм, который стал скандальным событием сорок лет назад и до сих пор шокирует неподготовленного зрителя. Центральные персонажи этой провокационной истории — бывший нацист и узница концлагеря, встречающиеся уже в мирное время и неожиданно начинающие испытывать друг к другу странное влечение. Так антифашистская лента превращается в рассказ о запретной любви, безысходости и невозможности убежать от себя. Неоднозначная и непрямолинейная работа режиссера, который никого не осуждает и не оправдывает. Несмотря на бурные дискуссии и обвинения автора в склонности к садомазохистским удовольствиям, смотреть картину стоит потому, что это редкий пример умения бить зрителя под дых.

«Я — Иван, ты — Абрам» Иоланды Зоберман (Франция, 1993)

Еще одно малоизвестное кино, получившее тем не менее главный приз Московского кинофестиваля и приз молодежного жюри в Каннах. Черно-белая лента рассказывает о жизни еврейского местечка в Польше тридцатых годов, об истории любви юной дочери раввина и  беглого каторжника и, главное, о дружбе двух подростков Ивана и Абрама, сбегающих от национальных предрассудков. Точные бытовые сценки, звучащий из уст героев идиш и блистающие в маленьких и больших ролях отечественные звезды Владимир Машков, Александр Калягин, Ролан Быков, Зиновий Гердт делают картину обязательной к просмотру для всех тех, кто интересуется еврейской культурой.

«Без судьбы» Лайоша Колтаи (Венгрия, 2005)

Фильм-участник Берлинского кинофестиваля, слишком сложный для того, чтобы стать популярным, но недостаточно артхаусный, чтобы занять место на полке «кино не для всех». Хотя он, конечно, не для всех — рассказ о еврейском подростке, которого из относительно благополучного Будапешта, не очень-то верящего в реальность пыток и газовых камер, отправляют в Освенцим. Путешествие в ад, уродующее человека, заставляющее перевоплощаться духовно и физически, терять смысл жизни и веру в себя и высшие силы. Картина, очень точно рисующая состояние тотальной обреченности.

«Страна игрушек» Йохена Фрейданка (Германия, 2007)

Лиричная картина, обладатель премии «Оскар» за лучший короткометражный фильм. Генрих и Давид — два маленьких мальчика, живущих в одном доме в провинциальном немецком городке. Дети вместе гуляют, вместе обедают, вместе играют на скрипке — до тех пор, пока всех «желтозвездных» не начинают вывозить в концлагерь. Чтобы не травмировать сына, немецкая мать говорит тому, что семья Давида отправляется в сказочное путешествие, в далекую Страну игрушек.  Женщина, конечно, не подозревает, что ее собственный сын сбежит из дома, чтобы последовать за другом… Короткая, ясная, рассказывающая полноценную историю лента с непредсказуемым финалом.

«Мальчик в полосатой пижаме» Марка Хермана (США, 2008)

Одна из последних кинематографических трактовок трагедии, картина, даже попавшая в зрительский «топ» на популярных отечественных киносайтах. Классическое голливудское кино, красивое, понятное и воздействующее на зрителя совершенно очевидным образом. Катастрофа показана здесь глазами маленького сына коменданта концлагеря, ребенка, ничего не понимающего в происходящем. «Кто эти люди за колючей проволокой?», — спрашивает он у отца. И не удовлетворившись чудовищным ответом «они не люди вовсе», сбегает из дома, чтобы познакомиться и подружиться с ровесником «по ту сторону» — еврейским мальчиком Шмуэлем — это и приводит к подлинной драме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *